Падение российской экономики ускоряется

На модерации Отложенный

Падение ВВП России, по оценке Минэкономразвития, продолжает ускоряться. Из всех отраслей небольшими темпами роста могут похвастаться разве что традиционные экспортно-ориентированные сектора, такие как добыча и переработка нефти. Автомобилестроение, легкая промышленность и даже производство мебели, напротив, демонтируют отрицательные показатели. Эксперты опасаются, что народное хозяйство нашей страны рискует вновь подсесть на «сырьевую иглу», что вряд ли будет способствовать улучшению благосостояния населения.

В июне 2022 года российский ВВП в годовом исчислении снизился на 4,9%, свидетельствует обзор Минэкономразвития «О текущей ситуации в экономике». В мае падение главного экономического показателя развития страны составляло 4,3%, а в апреле — всего 2,8%.

Среди передовиков ожидаемо оказались нефтяная и нефтеперерабатывающая отрасли, восстановившие производство до январского уровня, а также сельское хозяйство, нарастившее выпуск товаров более чем на 2%. Неплохо себя ощущали фармацевтика и строительная сфера, результаты которых обогнали прошлогодние достижения. В число неудачников попали деревообработка, химия, металлургия, автомобилестроение, легкая промышленность и производство мебели, спад которых ускорился.

По мнению руководителя Центра развития энергетики Кирилла Мельникова, складывающаяся в отечественной экономике ситуация вполне объяснима. В нынешней ситуации санкционных ограничений первыми восстанавливаются экспортно-ориентированные отрасли, меньше всего пострадавшие от санкций. В свою очередь, автопром и металлургия, ощутившие самые неприятные последствия от западного прессинга, пока не в состоянии вернуться к прежним финансовым и производственным значениям.

«Очень большое влияние на отраслевые показатели оказывает изменение логистики: старые транспортные каналы отсекаются новыми санкциями, поэтому приходиться искать и открывать новые экспортно-импортные коридоры, что отражается на физических объемах поставок и ценовой конъюнктуре», — объясняет начальник управления аналитических исследований ИК «ИВА Партнерс» Дмитрий Александров.

В среднесрочной перспективе доля обрабатывающих отраслей, по мнению экспертов, наоборот, начнет расти, так как возникнет необходимость в замещении недоступных зарубежных товаров.

ЦБ ожидает, что структурная перестройка произойдет до 2024 года. Вместе с тем, качество и технологический уровень обрабатывающей сферы оставляют желать лучшего из-за ограниченного функционала: к примеру, автомобили придется выпускать без подушек безопасности, антиблокировки и автоматической коробки передач. «Россия будет вынуждена производить гораздо больше конечной продукции и не сможет себе позволить оставаться просто эффективным производителем сырья, а на сверхдоходы от экспорта нефти и газа закупать «все остальное», потому что «все остальное» нам уже не продают», — предупреждает Мельников.

Правда, когда наша страна устойчиво встанет на рельсы новых технологий, аналитики прогнозировать не берутся. Даже при базовом сценарии, который предполагает отсутствие новых драматических геополитических событий, падение ВВП России по итогам года на 4-5% и рост инфляции на 13-15% покажутся благоприятным результатом для отечественной экономики.

«Роль сырьевой составляющей продолжает усиливается, а сокращение ввоза высокотехнологичного оборудования, материалов, снижение внешних инвестиций от развитых стран в современные 

 

производства подрывают саму возможность развития в России наукоемких передовых производств, — полагает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — Заместить в должной мере данные факторы иными направлениями импорта или внутренним производством пока не представляется возможным».

При подобных обстоятельствах обычным гражданам, далеким от макроэкономических раскладов, вряд ли стоит рассчитывать на возможность повысить уровень своей жизни. Данные Росстата свидетельствуют, что реальные заработные платы в нашей стране в мае снизились более чем на 6% в годовом выражении. В целом по итогам полугодия падение доходов россиян может составить 7%. «В связи с этим, надеяться на укрепление собственного благосостояния в условиях циклического кризиса, острую фазу которого сейчас переживает вся мировая экономика, пока не приходится», — резюмирует Александров.