Воспитание детей или как крепчает маразм

На модерации Отложенный

Не знаю как кого, но лично меня, как отца троих детей, такие перспективы пугают. Это до какого состояния ума надо докатиться, чтобы выдвигать такие мысли. По моему скромному разумению такие вещи предлагают либо люди бездетные, либо умственно отсталые, либо всё вместе и сразу.

Крестовый поход против шариков

Родители все последовательней рассматриваются как источник потенциальной угрозы для детей
13 октября 00:05 | Кирилл Мартынов
Русский философ Алексей Лосев однажды едко заметил, что он, конечно, платоник, но вот политическая программа Платона представляется ему стойлом. Возмущение мыслителя вызвали знаменитые пассажи из платоновского «Государства», в которых утверждалось, что общественное благо требует не только отказа от частной собственности в большевистском стиле, но и запрета на институт семьи. Воспитывать детей в этом мире утопии должны были специально обученные люди, а никак не родители, не имеющие профессиональных навыков по раскрытию талантов и способностей будущих членов общества.

Если судить по последним событиям в просвещенной Европе, стойло, так напугавшее Алексея Федоровича, становится ближе с каждым днем. В развитых странах родители все последовательней рассматриваются как источник потенциальной угрозы для детей. Родители либо педофилы, либо похитители (вспомним печальную историю актрисы Натальи Захаровой), либо просто безответственные разгильдяи, не способные понять, в чем состоят подлинные интересы ребенка, его нужды и потребности. Родителей следует планомерно ограничивать в правах под знаменем борьбы за права ребенка.

Юридический казус тут состоит в том, что поскольку сами дети еще недееспособны и о своих правах представления не имеют, то речь идет, по сути, об отчуждении прав родителей в пользу государственного аппарата. Армии детских психологов, судей, следователей, врачей и педагогов собираются сегодня под знамена Крестового похода против того, что еще десять лет назад считалось нормальной семьей, не требующей вмешательства государства.

Иногда эта борьба за «правильное детство» принимает на первый взгляд комичные формы. Например, в начале октября Евросоюз принял очередное судьбоносное решение в этой сфере, запретив детям играть надувными шариками, свистками и дудочками, а также в «магнитную рыбалку». Все эти предметы, по мнению чиновников, являются чрезвычайно опасными для детей.

Так, надувая воздушный шарик, ребенок может случайно подавиться им. То же самое касается бумажных свистков. Удочки с магнитами поставили вне закона потому, что там слишком много мелких деталей. Теперь, думаю, стоит всерьез опасаться за судьбу трехколесных велосипедов, солдатиков и водяных пистолетов. Все эти предметы, как легко догадаться, без труда превращаются в орудие убийства. Евросоюз, кстати, готов довести ситуацию до абсурда: многие игрушки, которые раньше считались абсолютно безопасными, теперь будут принудительно маркироваться различными предупреждениями.


Ситуация перестает быть смешной, если мы попробуем разобраться в подлинном смысле происходящего. Детская игра — это не просто способ провести время. Для ребенка она становится испытанием, возможностью почувствовать уверенность в своих силах, сделать шаг вперед к «настоящей» взрослой жизни. Вспомним классику детской литературы — книги Марка Твена о Томе Сойере. Евробюрократы пришли бы в ужас от всех тех проказ, которые вытворяли американские мальчишки. Их занятия были негигиеничными, небезопасными и несанкционированными властями. И именно это делало их настоящими приключениями, позволяя учиться и постигать новое. Мелочный контроль за всеми сторонами жизни детей уничтожает саму идею детства как времени, в котором правят воображение и волшебство.

Система запретов и ограничений, складывающихся вокруг жизни ребенка в современном государстве, будто бы апеллирует к научному знанию, технике гигиены и правилам безопасности, созданным экспертами. Однако в действительности мы имеем дело с типичными квазитеориями, напоминающими инквизицию или поиск неопознанных летающих объектов.

Чиновники Евросоюза, полагающие, что действуют в интересах детей, не имеют никакой адекватной концепции детства как предмета, который следует защищать. Возводя безопасность в абсолют, они выступают за совершенно определенный тип взрослых: безответственных пассивных конформистов, надеющихся, что к каждой вещи и к каждому действию в этом мире можно прикрепить предупреждение о безопасности от государства. «Брак может стать причиной развода», — следует отныне писать для них на брачных контрактах. «Дружба может обернуться предательством». «Жизнь связана с риском смерти». И лишь всемогущее государство подставит нам плечо. С самого детства.

В истории об опасностях магнитной рыбалки есть и нечто страшное. Передовой европейский опыт обязательно будет творчески адаптирован к российским реалиям. Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов выступит на телевидении, собственным примером демонстрируя вред воздушных шариков и бумажных свистелок. Создадут специальную президентскую комиссию. Надлежащим образом расширят состав 156-й статьи нынешнего Уголовного кодекса: за «ненадлежащее исполнение родительских обязанностей» в России дают до пяти лет лишения свободы.

В результате наши дети попадут в цепкие и заботливые руки государства. И тогда им будет уже не до свистулек. Недавно стало известно, что в Кемеровской области в интернате за 2,5 года, вероятно, не без помощи директора учреждения умерли 27 детей-инвалидов. Ни одна из российских семей сегодня не застрахована от такой радикальной формы защиты прав ребенка.