Действующие лица истории

Кто творит историю? Народы, иные группы людей (партии, например), герои (вожди)... Все? – А кто же еще? Ведь кроме групп людей (больших и малых) и отдельных выдающихся людей других претендентов на роль творцов истории просто нет. Так ли это?

Не так. Есть и иные творцы, и творцы эти более дееспособны, более влиятельны, чем люди. Что это за творцы? Точный ответ на этот вопрос увел бы нас в дебри метафизики и породил бы много вполне уместных сомнений. Поэтому я не буду говорить, кто они такие, а скажу, в каком виде они предстают перед нами, не оставляя никакого места для сомнений в их реальности.

Это идеи. Крупные идеи, которые «становятся материальными силами» после того, как овладеют массами. Но позвольте - скажет мне скептик – ведь идеи рождаются людьми, как же можно говорить о них, как о самостоятельных творцах истории? Можно. Потому что далеко не все идеи придумываются людьми – только очень маленькие. Происхождение крупных идей иное, и это явно видно из того общеизвестного факта, что такие идеи приходят в голову сразу многим людям, которые часто никак не связаны друг с другом. Разные люди как бы одновременно слышать один и тот же голос, говорящий им одни и те же вещи. Этот феномен хорошо известен, но недостаточно осмыслен.

История сделана крупными идеями, некоторые из которых огромны настолько, что при переводе на человеческий язык они оказываются не отдельными словесными формулами, а целыми культурами.

Кто снабжает человечество такими идеями? Оставим пока этот вопрос. Для людей религиозных ответ на него очевиден. Для атеистов важнее понять не источник исторических идей, а факт их несводимости к продуктам мышления отдельных людей.

А еще важнее понять, что исторические идеи не вечны: одни идеи реализуются, становясь нашей жизнью, нашей культурой, и им на смену приходят другие идеи.

Отсюда возникает самый важный вопрос – какие идеи правят нашим временем и какие идут им на смену, будут править завтра?

Ответ на первую половину этого вопроса более-менее известен каждому – либерализм, гуманизм, социализм и прочие хозяева сегодняшней жизни знакомы нам хорошо. А вот в отношении идей завтрашнего дня, идей, которые сегодня еще только-только начинают проблескивать в самых чувствительных головах, тут наше знание, естественно, куда менее полное. Но никакой завесы, отделяющей нас от этих идей, нет: стоит только захотеть -и они открывают нам свои лица.