ТАКОЙ ХОККЕЙ СТАЛ НЕ НУЖЕН

Сегодня исполняется 40 лет знаменитой хоккейной серии СССР-Канада.

После того, как год назад хоккеисты нашей молодёжной сборной выиграли в упорной борьбе чемпионат мира, и потом  матерились в камеру – я нашёл в Интернете, скачал и, наконец, посмотрел видеозапись другого хоккейного матча. Знаменитого, потрясшего мир, матча 1972 года. Сейчас трудно представить, что это было тогда за эпохальное событие. Но я попробую.

Советский хоккей с шайбой был действительно велик и страшен для любых соперников. Он родился в 1946 году и назывался тогда «канадский хоккей». Тогда в стране был очень популярен хоккей с мячом, а этот привезённый из-за океана вид спорта поначалу казался смешным и несерьёзным. Но мальчик родился шустрым. Быстро выяснилось, что нет нужды заливать водой большие стадионы, достаточно поставить коробку в любом дворе… Так что канадский гость быстро прижился в нашем суровом климате и от чемпионата к чемпионату (а первый состоялся в 1946 году и за команду ЦСКА играл некто Анатолий Тарасов) набирал и набирал популярность…

Мир познакомился с хоккеем с шайбой гораздо раньше, чемпионаты мира проводились с 1908 года. В Канаде же хоккей был всегда не просто видом спорта, а религией. Национальная хоккейная лига разыграла первый Кубок Стенли, страшно сказать, в 1883 году. Понятно, что канадцы царствовали на чемпионатах мира, и с таким превосходством, что посылали на них второстепенные университетские команды, которые обыгрывали сборные разных стран «на одном коньке». О том чтобы асы НХЛ собрались в сборную, с кем-то поиграть – об этом даже речи не было. Несолидно. Так и повелось в мире: НХЛ – небожители, а весь остальной хоккей – копошащийся детки.

И вот в 1954 году в Швецию впервые приехала никому не известная сборная Советского Союза. Смешно она выглядела. Танкистские шлемы… ха-ха, три раза…

Но играла, к удивлению всех, достойно. Конечно, не так как канадский клуб, названный «сборной». Мы вырвали победу у финнов, которых канадцы разгромили не запыхавшись. Мы свели вничью матч со Шведами, а канадцы накидали им 8 безответных шайб… Словом, перед финальным матчем «СССР-Канада» диктор, не моргнув глазом, объявлял по стадиону: «После проигрыша русских, состоится матч за звание чемпиона «Канада-Швеция». В одной канадской газете появилась карикатура – сборная СССР сидит за партами, а канадец с клюшкой у доски учит их играть в хоккей.

Посмеивающиеся канадцы начали мощно и несколько минут не давали нашим выйти из зоны. Но пробить вратаря Пучкова не смогли. Он, видите ли, был надёжен. Канадцы все меньше смеялись, и всё больше теряли скорость… И вот в первой же атаке Гурышев вышел на вратаря Локхарда и, обманув его, как мальчишку, забил шайбу. Над шведским стадионом мгновенно наступила тишина. Первый период 4:0, а общий итог матча 7:2 в пользу сборной Советского Союза.

На следующий день в той же газете появилась та же карикатура, только с клюшкой уже стоял у доски советский хоккеист…

Золотой век нашего хоккея начался. Тренер Анатолий Тарасов был великим хоккейным специалистом, педагогом и патриотом. Он был требователен и беспощаден. Но какие были победы при нём, какие хоккейные личности он вырастил! Мог в раздевалке запеть «Интернационал» и крылья вырастали за спиной его питомцев… Однако после 11 выигранных чемпионатов мира, пошли разговоры: «Пора, наконец, нам встретится с достойным соперником, т е. со сборной НХЛ». Вопрос долго решался на уровне Политбюро, но так как Леонид Ильич Брежнев был страстным хоккейным болельщиком – всё-таки решился.

Несколько канадских специалистов приехали к нам на разведку, посмотрели матчи внутреннего чемпионата и написали доклады, ласкающие слух кленовых граждан. Примерный смысл этих докладов и последующих за ними газетных статей был таким: «Русские – хоккеисты никакие, а их вратарь Третьяк – большая дырка». Потешались, как могли.

Сборная СССР в августе 1972 года прибыла в Канаду и провела несколько тренировок. На одну из них пришли их соперники и помирали со смеху, глядя, как неуклюже русские делают броски, а вратарь Третьяк вообще шайбы не видит…

Один журналист написал: «Если мы проиграем русским, то я съем эту свою статью». Канада требовала от своих не просто победы, а непременно с сухим счётом. «8:0 и никак не меньше!» – вот каков был ультиматум Северной Америки.

И вот обе сборные выкатились на площадку. Стадион ревел: «Пусть убираются домой, какого чёрта они тут делают?» Виднелись плакаты: «Наша система лучше!»

Канадцы были без шлемов, жевали жвачку и все без исключения выглядели гораздо выше ростом и шире в плечах.

Эспозито выиграл вбрасывание у Петрова, канадцы вошли в нашу зону, и на 30 секунде Парк точно передал на пятачок Маховличу. Тот бросил, Третьяк успел отбить, но тут мастер забивать с пятачка Эспозито шайбу добил. Весь советский народ сразу приуныл у телевизоров. Нет, победы над профессионалами никто и не ждал, но надеялись на достойное сопротивление. А тут – на 30 секунде…

Если бы про этот матч снимали художественный фильм, то по законам драматургии первую половину матча канадцы должны были бы прижать наших в своей зоне, не давая им шайбы и засыпать Третьяка градом бросков. Очевидцы так, собственно, и рассказывали…

Но я увидел на записи другое. Да на 7 минуте Роттей забросил нам вторую шайбу, после которой органист, заполняющий музыкой паузы, заиграл похоронный марш… Но.

Но я бы не сказал, что наши ребята выглядели эти первые минуты подавленными. Эти первые минуты канадцы владели шайбой редко, а вратарь Драйден шесть (!) раз вступил в игру, и я бы не сказал, что отбитые им броски дались ему легко. Третьяк в это время бездельничал… Однако, хоккейный бог послал канадцам вторую шайбу, видимо, для того, чтобы ещё сильней поиздеваться над их спесью и гонором. Наши были быстрее, юрче, играли в пас, и плели вокруг кленовых ворот хитроумные кружева комбинаций.

Я бы хотел написать, что после того, как Зимин забил Драйдену первую шайбу – над стадионом воцарилась гробовая тишина. Но нет. По-моему восприятию это гол уже ничуть не удивил ни хоккеистов, ни болельщиков. Никакого шока.  Все были к нему морально готовы. Конечно, реакцией на этот гол было глухое, злобное разочарование…

Канадцы окончательно перестали выпендриваться, и начали вгрызаться в лёд по серьёзному, ну решительно, как на финале кубка Стенли. Игровое преимущество сборной СССР стало менее очевидным, но всё же осталось. Петров сравнял счёт.

Уязвлённые звёзды НХЛ бросились на штурм. Но тут выяснилось, что этот мальчишка Третьяк, над которым вволю поиздевалась вся североамериканская пресса, оказывается – хороший вратарь. Нет, вру, не хороший, а один из самых выдающихся за всю историю хоккея. Кленовые включили форсаж, теряя последние силы, а проклятый Третьяк брал шайбу за шайбой, не моргнув глазом… На записи слышно, как канадский комментатор поминает имя нашего вратаря сначала с насмешкой, потом с удивлением, потом со злобой и, наконец, с восторженным восхищением…

Ну, а во втором периоде северная Америка узнала, что такое Харламов! Тот в первом периоде, очевидно, сидел в засаде. Сначала, он не посчитавшись аж с двумя защитниками перед собой, вколотил Драйдену в ближний угол. Очень обидно так вколотил… А потом, когда те же защитники с вратарём ждали от него дриблингов и обводок, точнёхонько бросил от синей линии промежду всех прямо в нижний угол…

Третий период. Какая там к лешему сухая победа? «Сохранить лицо, сохранить лицо…» – стучало в висках наших соперников, и первая половина концовки прошла во взаимных, сумбурных атаках. Им повезло больше, наши прозевали Кларка, и счёт стал 4:3. Стадион возликовал, хоккеисты жарко обнимались. Ещё бы – Третьяку забили. На мгновение над Канадой промелькнула Надежда…

Но быстро скрылось. Последняя десятиминутка была Разгромом. Прорыв Михайлова и Зимина похоронили даже самые призрачные надежды. А в заключительном аккорде Якушев постоял с шайбой возле Драйдена, терпеливо подождал, пока тот уляжется и сделал счёт позорным – 7:3.

Канада была в трауре. Падали с клёнов листья, журналист, как обещал, съел свою статью… Харламову уже утром предложили безумные миллионы за переход в НХЛ. Вы не поверите – он почему-то отказался…

Я сморю бесценные кадры самого яркого триумфа нашего хоккея. Вот прозвучал финальный свисток. Наши ребята устремляются в центр, обнимаются, благодарят Третьяка на это у них уходит полминуты. А потом выстраиваются в колонну, чтобы воздать дань уважения своим соперникам в виде рукопожатий. Но канадцы уже скрылись с хоккейной площадки…

Хоккеисты, которых тогда именовали советскими, ведут себя достойно и сдержано. Никто не орёт благим матом: «Мама, б… Я сделал это, на х…!» и «Мы – самые лучшие, сосите все!» И никто тогда не нажрался после матча так, что пришлось выносить из самолёт…

Но от Калининграда до Владивостока всё ликовало. Радовалась Прибалтика, танцевала лезгинку Грузия, Украина поднимала стаканы с горилкой, Молдавия – с чудесным вином. Узбеки, таджики, казахи с гордостью повторяли: «Наши победили!»

Э-э-эх!!!