Об отказчиках, уклонистах, криминальности призывных комиссий и одноразовом президенте

О сознательных отказчиках, успешных уклонистах, криминальности призывных комиссий и одноразовом президенте

 

В интервью с председателем Молодёжной правозащитной группы Карелии, первым сознательным отказчиком от военной службы в Карелии, отстоявшим право не служить в армии, Максимом Ефимовым.

- Максим, с чего началась твоя правозащитная деятельность?

- Мне кажется, что она началась ещё в школе, когда я требовал гласности и критиковал лицемерную школьную систему, болезненно относился к существовавшему социальному неравенству, а также страдал от училок-психопаток.  Подростки крайне чувствительны к неправде и несправедливости. Учителя делали всё, чтобы искоренить это чувство справедливости.  Большинство помалкивало. Все, кто молчал в школе, сделали впоследствии карьеру.  Несмотря на всё школьное военно-патриотическое воспитание я решил, что служить в армии я не буду, уж слишком был свободолюбив. Столкнулся с призывной системой. Как сейчас помню: я один против пятерых мужиков званиями от майора до генерала. В общем, они меня заставили пропотеть. Но держался я неплохо, даже шутил, вызывая смех. Тогда я думал, пусть меня лучше посадят, но служить не буду. Я интуитивно знал о естественных правах. В общем-то, военкомат, кажется, раза три ходатайствовал о возбуждении против меня уголовных дел. Бегал по прокуратурам. Но состава преступления, конечно, не было. К слову сказать, некоторые ограниченные мерзопакостные сотрудники военкомата, помнящие меня, до сих пор распространяют обо мне всякие сплетни.  Потом я познакомился с адвокатом Ириной Бондаренко, которая безвозмездно помогала мне защищать право не служить в армии в карельских судах. Кстати, нынешний 70-летний старец, председатель Верховного суда Карелии Борис Таратунин, принял решение не в мою пользу, растоптав Конституцию и права человека. В целом, карельский суд под его руководством до сих пор остаётся на страже беззакония, о чём свидетельствует хотя бы история нынешнего отказчика Артура Григоряна, дело которого сейчас находится в Верховном суде РФ. И всё-таки после долгих разбирательств судья Петрозаводского городского суда Т.Семерикова удовлетворила мою жалобу. Так я стал первым в истории Карелии человеком, отстоявшим право не служить в армии по пацифистским убеждениям. Пройдя все инстанции, я решил, что должен помогать таким же, как я ребятам. Так и началась моя правозащитная деятельность.

 

- Как ты считаешь, какие перспективы в России у правозащитников и правозащитного движения?

- В 1861 году в России было отменено крепостное право. Всего-то 151 год назад. И наша история, увы, это не история последовательного и всестороннего раскрепощения человека. Поэтому у правозащитного движения в России ещё много работы. С другой стороны, пока в России у власти находится криминалитет, то правозащитная деятельность вряд ли будет эффективной, ведь правозащитники не могут здесь опереться ни на прокуратуру, ни на полицию, ни на суды, ни на законодателей, ни на СМИ, вообще ни на кого. Правозащитники обращаются к Западу, но там уже давно проводится политика финляндизации всей Европы.

 

- Как у вас в целом ситуация по призыву в Карелии? Я часто слышу, что нарушения каждый год одни и те же, каждый год военкоматы обещают всё исправить, но ситуация не меняется. Как у вас обстоят дела?

- В Карелии всем правит чиновничья мафия, которая плевала на права человека и общие интересы. Пока чиновников в количестве 500-1000 человек не начнут ежегодно просто приносить в жертву, чтобы ублажить каких-нибудь богов, ничего меняться не будет.

 

- Максим, доводилось ли тебе бывать на заседаниях призывных комиссий по АГС? Какую все-таки позицию занимает военкомат, можно ли назвать её независимой и взвешенной при принятии решений по отказчикам от военной службы?

- Я, честно говоря, не жажду видеть чиновничьи рыльца. Впрочем, чиновники и так не включают правозащитников в состав призывных комиссий. Что касается решений по АГС, то люди, которые голосуют за направление призывника на АГС, оказываются постоянно в меньшинстве. Тем единицам, которые хотят служить альтернативно, тупо отказывают, хотя не имеют на это никакого права. К примеру, от отказчиков требуют доказательств их убеждений. Но это нонсенс. Подобные требования не основаны ни на законе, ни на здравом смысле. Если кто-то потребует у вас доказать убеждения, знайте, что перед вами кретин.

 

- Максим, на твой взгляд, фактически с момента принятия ФЗ «Об АГС» прошло 10 лет, почему все-таки так мало призывников пользуется своим конституционным правом не служить в армии?

И почему такое колоссальное противостояние АГС идёт со стороны военкоматов, которые хотят, чтобы каждый призывник шел служить только в армию?

- Всё просто: ни та, ни другая служба не являются престижными и не оплачиваются достойно, вот почему молодые люди стараются избежать службы вообще. Не говоря уже о том, что в армии просто небезопасно. А АГС проигрывает военной службе потому, что  у власти в нашей стране находятся силовики, и поэтому пропагандируется всё,  что связано с армией и дискредитируется то, что её не поддерживает.

 

- Максим, твоё отношение к тем, кто вообще не желает служить?

- В армию идут только дураки, из которых потом формируются различные силовые структуры. Люди с интеллектом предпочитают не тянуть армейскую лямку, а занимаются наукой, карьерой, бизнесом, уезжают за границу, в общем, делают свою жизнь, которую не хотят подвергать к тому же совершенно неоправданному риску в армии. Я знаю детей влиятельных в Карелии людей, которые благополучно «откосили» от армии. Люди предпочитают идти на различные уловки, в том числе иногда и противозаконные, лишь бы не служить. Законный путь защиты своих конституционных прав в нашей стране в 99% случаев обречён на неудачу.

 

- Для Минобороны многочисленные уклонисты – большая головная боль. Неужели молодёжь так и будут загонять в армию палками?

- Для чиновников люди – это разменная монета. Но насколько законны насильственные действия «военкоматчиков» и полиции по отношению к отказчикам? По Конституции РФ принудительный труд запрещён, каждый имеет право выбирать род деятельности и профессию. Тем не менее, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает обязательную подготовку к военной службе и призыв на военную службу. Это положение ФЗ явно противоречит Конституции. Служба в армии или АГС, а это, несомненно, труд (вряд ли кто-то, кроме разве что пузатых генералов, считает, что армия – это курорт), являются почему-то обязательными. На мой взгляд, те, кто не хочет служить ни в армии, ни на АГС, ни в коем случае не преступники. Конституция на их стороне. Но проблема в том, что Российское государство не является правовым. По этой причине нормы основного закона страны не всегда действуют. Хочу ещё раз подчеркнуть, что существующая в России призывная система противозаконна, антиконституционна. Поэтому она вполне справедливо неглупой молодёжью считается рабской, ибо добровольного рабства не бывает.

 

- АГС как служба сейчас имеет ряд недостатков. В других странах альтернативная служба проходит в более свободной форме. Германия позволяет своим молодым гражданам проходить гражданскую службу даже в другом государстве. Что мешает нашим законодателям сделать подобные шаги? Неужели и в этом случае требуются большие траты бюджетных средств и это нам не по карману?

- На самом деле о деньгах никто не думает, судя по тому, как они разбазариваются муниципальными и региональными чиновниками, не говоря уже о федеральных и кремлёвских. Всё делается для того, чтобы АГС оставалась малопривлекательной для молодёжи в силу, с одной стороны, инерции тоталитарного государства, коим ещё совсем недавно была Россия, и, с другой стороны, в связи с установкой нынешней авторитарной и коррумпированной власти на милитаризацию страны.

 

- Максим, ты наверное замечаешь что обстановка в стране немного изменилась за последнее полугодие. В марте пройдут выборы президента России. Что-то изменится с приходом «нового» президента?

- Всё это время, по-моему, мы и так живём без президента как гаранта Конституции. Разве что только граждане Грузии смогли испытать на себе присутствие российского президента. Так мы, по-видимому, будем жить и дальше.

 

- Что бы ты пожелал призывникам, которые отстаивают свои права или собираются подавать заявление на замену военной службы?

- Не сдаваться! И крепких нервов!

 

Благодарим Максима Ефимова за интересное интервью нашему порталу.

 

Интевью подготовил Павел Колтышев,
куратор портала альтернативщики.рф