Сенаторы тоже должны понимать, как будет развиваться военно-промышленный комплекс!
На модерации
Отложенный
Россия должна позаботиться о своей обороне
16 февраля 2012 года в Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему «Состояние и проблемы модернизации оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации». Со вступительным словом к участникам встречи обратилась Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Уважаемые коллеги, участники слушаний! Мы в Совете Федерации не впервые обсуждаем вопросы военно-промышленного комплекса. Но сегодняшние слушания, мне кажется, как никогда актуальны. Правительство Российской Федерации планирует до 1 марта 2012 года утвердить Программу развития военно-промышленного комплекса, и наша палата также должна сформулировать свою позицию, высказать точку зрения по этому вопросу, так как мало найдется регионов, где бы не имелось оборонных предприятий и других объектов ВПК. Естественно, мы, сенаторы, и палата в целом должны также понимать, как будет развиваться ВПК.
Не менее важен и другой аспект – внешнеполитический. То, что фактор военной мощи по-прежнему продолжает играть первостепенную роль в мировой политике, уже давно не вызывает сомнений. Если в первой половине 90-х годов еще были какие-то иллюзии на этот счет, то они уже давно развеялись. Более того, в последние годы наметилась тенденция к расширению использования силы или угрозы ее применения в международной политике. Отчетливо видно стремление ряда государств достичь превосходства в военной сфере. Это серьезный вызов нашей национальной безопасности, и российское государство обязано дать на него адекватный ответ.
Мы должны осуществить такие меры, которые надежно гарантируют право российского народа на мирную жизнь, гарантируют наш статус действительно суверенного государства, которое способно проводить полностью самостоятельную внешнюю политику, отвечающую нашим, российским, а не чьим-то еще стратегическим интересам.
Материальная основа военной мощи Российской Федерации – это ее военно-промышленный комплекс. Это не только наука, технологии, производство, кадры, управление, это также сотни тысяч рабочих мест, благополучие больших и малых городов, поселков. Может быть, ВПК и не государство в государстве, но то, что он представляет собой сложнейший социально-экономический организм, имеющий свою специфику, несомненно.
Если мы хотим иметь вооружение, которое соответствует современным требованиям ведения вооруженной борьбы, мы должны серьезно заняться переоборудованием самого оборонно-промышленного комплекса. Здесь критически важная точка – обеспечение обороноспособности страны. Мы реформируем и модернизируем военно-промышленный комплекс на протяжении многих лет. Вложены гигантские государственные средства. Определенные результаты, безусловно, достигнуты, но по меркам, которые диктует современная международная обстановка, этого явно недостаточно. Слов заверений больше, чем конкретных дел. Реальные подвижки будут только тогда, когда мы создадим вполне современный высокотехнологичный оборонно-промышленный комплекс. Это задача задач. Вот почему цель наших парламентских слушаний я вижу прежде всего в определении законодательных, других правовых мер, которые необходимо принять для успешной модернизации военно-промышленного комплекса России.
Понятно, что это не разовая акция, это серьезная, вдумчивая работа на достаточно продолжительный период времени. В ней необходимо задействовать весь потенциал профильных комитетов Совета Федерации, Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития ОПК, который создан в Совете Федерации. К сегодняшним слушаниям Экспертный совет подготовил обстоятельный доклад "О состоянии законодательства, регулирующего деятельность в сфере ОПК". Он у вас, участников слушаний, имеется, вы можете с ним ознакомиться.
Сразу же хочу обратить ваше внимание на одну важную проблему. В российском законодательстве (может быть, кому-то это покажется не столь значительным, но я считаю, с этого все начинается) вообще отсутствует понятие "оборонно-промышленный комплекс". Сами комплексы есть, а соответствующей терминологии в правовой сфере нет. Как говорится, невероятно, но факт.
Считаю, что для придания необходимого импульса процессу модернизации ВПК нам необходимо начать с азов: закрепить и раскрыть эти понятия в российском законодательстве. Без этого любые меры будут малоэффективны.
Следующий момент. Я неоднократно бывала на оборонных предприятиях Санкт-Петербурга, других городов. Посетила одно из них буквально вчера в Дагестане – прославленное предприятие "Дагдизель", которое на протяжении длительного периода истории производило самое современное вооружение для Военно-Морского Флота. Честно говоря, впечатление плачевное.
И вот по итогам всех этих посещений можно сказать, что ключевые проблемы у предприятий оборонно-промышленного комплекса общие. Для их решения мы должны сосредоточиться, на мой взгляд, на следующих узловых моментах.
Во-первых, велик уровень технологического отставания нашей оборонной промышленности от ведущих индустриальных держав. Моральное и физическое старение технологий, оборудования, выпускаемой продукции остановить до сих пор не удалось. На предприятиях ОПК используется оборудование, выпущенное в 70-х годах прошлого века. На ряде предприятий его износ достигает 80 процентов.
Наша станкостроительная промышленность не может в полном объеме обеспечить предприятия "оборонки" даже металлорежущим инструментом. Если по каким-то причинам его поставки из-за рубежа прекратятся, в оборонной промышленности может возникнуть просто коллапс.Слабо развита собственная элементная база. Неудачи последних лет в создании ракетной техники это наглядно продемонстрировали. Полагаю, что стратегическое решение этих проблем требует проведения активной государственной промышленной политики, охватывающей весь комплекс возникших проблем.
Во-вторых, притчей во языцех стал государственный оборонный заказ. На этом поле идут настоящие сражения между Минобороны и предприятиями оборонной промышленности. Такое впечатление, что участники "битвы" забывают о главном – о том, что деньги, которыми они распоряжаются, к ним не свалились с неба. Это деньги налогоплательщиков, это деньги наших граждан. Эти деньги вынуждены подчас забирать из других сфер, которые для них тоже были бы не лишними, в том числе и в социальной сфере. Поэтому граждане вправе требовать и от ОПК, и от Минобороны, чтобы отпущенные им финансовые ресурсы использовались строго по назначению и максимально эффективно.
Нынешние отношения, сложившиеся между заказчиками и производителями, этому не способствуют. В основе возникших разногласий – вопросы, проблемы, которые накапливались годами. И лучше их решать не в режиме полемики, перетягивания каната, а в режиме диалога и находить договоренности, решать, руководствуясь стремлением к выработке мер, которые обеспечивают создание должного уровня обороноспособности в приемлемые, необходимые сроки в рамках посильных для страны расходов на оборону и при минимальной зависимости страны в этой сфере от поставок извне.
Все мы понимаем, что новое оружие становится все более дорогим, что цена зависит от уровня тактико-технических требований, от объема нового вооружения, от многих других факторов. Тем более важно разрешать возникающие проблемы на основе четких норм по проектированию, обоснованию и размещению государственного оборонного заказа с учетом всей специфики производства оружия и военной техники. Здесь не должно быть никакого волюнтаризма. Необходимо развернуть подготовку таких норм, вести эту работу без промедления.
По мнению экспертов, существующая бюджетная классификация оборонных расходов имеет низкий уровень прозрачности. Ситуация усугубляется и тем, что у нас пока нет контрактного права, а есть ведомственные нужды. Это затрудняет контроль за эффективностью государственных расходов.
В общем, вопросов накопилось немало. Их решение потребует, конечно же, времени, хотя в то же время его уже нет. Считаю, что в такой ситуации было бы принципиально важно ввести персональную ответственность за результаты реализации программ вооружения, выполнения пунктов государственного оборонного заказа. В этой важнейшей стратегической сфере не должно быть места обезличке, размыванию ответственности.
В-третьих, подлинная беда оборонки – нехватка профессиональных кадров. Нам необходимо восстановить систему их непрерывной подготовки для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Для создания вооружений не хватает десятков тысяч квалифицированных рабочих, грамотных конструкторов, инженеров. Средний возраст работающих на предприятиях ОПК – 50 лет.
Однако мы не можем серьезно говорить о притоке молодых кадров, пока средняя зарплата в оборонной отрасли будет в пределах 20 тыс. рублей.
Дает себя знать и то, что в стране упал уровень политехнического образования. Решением проблемы должно стать возрождение системы профессионально-технического образования, среднего профессионального образования и, конечно, высшего. Также нужно восстанавливать и систему профориентации в образовательных учреждениях. Не секрет, что в управленческих структурах в сфере ОПК все меньше специалистов с техническим образованием, все больше менеджеров, специалистов по финансовым потокам, маркетингу и прочее. Понятно, что в рыночной экономике без финансовых, экономических менеджеров не обойтись. Вместе с тем закономерно встает вопрос о балансе инженеров и менеджеров с точки зрения обеспечения оптимальности управления оборонными предприятиями и в целом ОПК. Думаю, настало время внимательно проанализировать накопленный опыт, выработать оптимальные схемы управления.
Военно-промышленный комплекс – это сфера, которая в особенно большой степени зависит от научно-технического прогресса. Собственно, она сама его в значительной мере генерирует. А истоки научно-технического прогресса сегодня – в университетах, в академических институтах. Те из них, которые традиционно работают на ОПК, столкнулись уже с дефицитом абитуриентов, желающих осваивать соответствующие специальности. Прошлой осенью недобор студентов по специальностям, нужным предприятиям ОПК, ракетно-космической отрасли, составил в среднем по России около 40 процентов. Если вдуматься, идет кадровое обескровливание важнейшего сектора экономики.
Одним из путей решения проблемы может быть специальный Федеральный Закон, может быть, о целевой контрактной подготовке кадров для ОПК. Давайте обсудим эту возможность также в ходе наших парламентских слушаний. Попутно замечу, что следует в целом в школах, на телевидении, в прессе развернуть пропаганду инженерных профессий, привлечь в том числе к этому и мастеров культуры.
Представители старшего и среднего поколения наверняка помнят замечательный фильм Ромма "Девять дней одного года". Он сразу сделал популярными физику и физиков. Сейчас тоже нужно что-то столь же сильное, может быть, в рамках в том числе социального заказа государства. В решении всех названных вопросов требуется объединение усилий бизнеса, общества. Все мы видим, какое большое внимание уделяет руководство страны проблемам модернизации Вооруженных Сил, оборонно-промышленного комплекса.
С приходом Дмитрия Олеговича Рогозина в Правительство на пост вице-премьера, председателя Военно-промышленной комиссии ее деятельность заметно активизировалась. В последнее время все чаще высказывается мнение о целесообразности расширения ее полномочий. Полагаю, нам следует сегодня обсудить также этот вопрос, принимая во внимание сложность и масштаб стоящих перед ней задач.
В заключение хочу напомнить слова одного известного государственного деятеля: "Воля к победе – это вопрос тренировки. Способ победы – это вопрос чести". Сегодня для нас способ победы и, следовательно, вопрос чести – технологическая модернизация военно-промышленного комплекса, потому что здесь ключ к надежной обороноспособности государства.
Комментарии