Станислав Шушкевич: перемены в России невозможны - Polskie Radio 21.02.2012
Личное мнение по некоторым позициям не совподает с мнением Шушкевича. (Овчинников С.А.)
Станислав Шушкевич: перемены в России невозможны

- Русские выбрали своего правителя только один раз. Потом всё вернулось на старые рельсы. Борис Ельцин назначил Владимира Путина, - о перспективах для России говорит Станислав Шушкевич, первый правитель независимой Белоруссии.
- Оппозиция в России слишком слаба, она не в состоянии будет привести к изменению ситуации в этой стране, - констатирует в беседе с «Рапортом Белоруссия» Станислав Шушкевич, в 1991-1994 годах лидер Белоруссии, который подписал в 1991 году в Беловежской пуще договор о распаде СССР. Станислав Шушкевич замечает, что большинство стран Содружества Независимых Государств не эволюционирует к демократии – их можно, скорее, назвать «содружеством диктатур».
- В самой России трудно говорить о демократии. На политические реалии влияет административный ресурс, и даже главу православной церкви люди называют «секретарём православия», - напоминает нынешний белорусский оппозиционер.
Согласно его оценке, протесты мало что изменят в огромной России – даже если они происходят в Москве.
- Разве российские диссиденты не имеют влияния на общество, а само оно не взбунтуется, видя перед собой перспективу очередных выборов, результат которых известен заранее?
- В России много богатых людей, которые поддерживают Владимира Путина, потому что они сохраняют своё богатство благодаря таким, как он. Мне кажется, что ожидать перемен сейчас не следует. Не будет этих перемен. Потому что там прочная структура, благодаря нефтедолларам она ещё укрепилась, - говорит Шушкевич.

Владимир Путин в технологическом парке в Новосибирске
Россия, подчёркивает он, испокон веку не была способна править собственной страной: даже династия Рюриковичей попросила, согласно старинным хроникам, варягов, чтобы взяли власть.
- И с тех времён первым российским правителем, выбранным россиянами, был Борис Ельцин – 12 июня 1991 года, - говорит Шушкевич. – На Ельцине, однако, всё и кончилось – по его велению президентом стал Владимир Путин.
- Почему именно он?
- Я думаю, КГБ поняло, что невозможно сломить волю Бориса Ельцина. Надо было подсунуть ему человека, который бы ему очень понравился. Они такого человека нашли и ему подсунули. Он принадлежал к клану Анатолия Собчака, это очень известный политик, который для меня был личностью номер один на съезде народных депутатов СССР, очень образованный юрист, и, фактически, он был воспитателем Путина. Я думаю, ему тоже Путина подсунули. Путин – профессиональный шпион. Важнейшая способность такого человека – нравиться людям, то есть определённым людям. Сначала он очень нравился Собчаку, потом очень нравился Ельцину. Поэтому и был рекомендован, - так говорит об этом деле Станислав Шушкевич.
Шансов на перемены в России Станислав Шушкевич в данный момент не видит. Единственной возможностью ему кажется поражение в гонке вооружений, если она снова начнётся.
- Рональд Рейган развивал военную промышленность. Создавалось новое космическое оружие, противовоздушная оборона. Россия хотела того же самого и всё потеряла, - вспоминает Шушкевич распад СССР.

Прочитай фрагменты интервью:
Рапорт Белоруссия:
- Возможны ли в России перемены в контексте приближающихся выборов?
Станислав Шушкевич:
- Я не вижу в России настолько сильных оппозиционных сил, которые могли бы привести к переменам в этой стране. Всё Содружество Независимых Государств всё время претендует на то, чтобы отличаться. И демократия тут не совсем такая, и конвенция прав человека, и характер правления. На самом-то деле это отступления и от демократии, и от самоуправления, и от прав человека. «Суверенная демократия» (понятие, в какой-то момент навязываемое идеологией Кремля – прим. ред.) – Россия очень долго объясняла, что это такое, теперь мы осознали, что это практически не демократия. Кроме того, мы имеем сотрудничество правительства с православной церковью.
Рапорт Белоруссия:
- Патриарх Кирилл недавно заявил, что желательна была бы перемена курса. Это удивило многих комментаторов.
Станислав Шушкевич:
- Патриарха Кирилла у нас называют «секретарём центрального совета русского православия», как секретарь центрального комитета партии. Это не такой человек, который был бы хоть какой-то малостью похож на Иоанна Павла II. Это русский «имперщик». Он хочет великой русской империи, так же, как Путин, как Медведев.
В России всё определяет «административный ресурс»: администрация, чиновники нынешней власти. Если говорить о Белоруссии, то там он имеет 100-процентное влияние, в России явно меньше. 70-80 процентов.
Мне кажется, что оппозиционные силы в России не объединены, слабы. Я не думаю, что они в состоянии организовать такие протесты, чтобы в результате привести к демократическим выборам. Я не убеждён, что выборы в России вообще могут быть демократическими. Они могут лишь внешне так выглядеть.
Ни в России, ни в других постсоветских государствах не видно развития демократии. Есть три демократических государства – Литва, Латвия, Эстония. Грузия, Молдавия, Украина на пути к демократии и ещё не совсем сошли с этого пути. А всё остальное – всего лишь содружество диктатур.

Владимир Путин на фабрике КАМАЗ в Татарстане
Рапорт Белоруссия:
- Пока что кажется, что власти России ждут, когда демонстрации просто перестанут собираться. Они их не разгоняют, не решаются на такие шаги, как Александр Лукашенко.
Станислав Шушкевич:
- Россия – очень большая страна. Протест в одном месте мало что изменит, даже в Москве. Поэтому они не будут действовать такими жёсткими методами. В России надо действовать не так, как в Белоруссии. Результат будет один и тот же. Административная база, «административный ресурс» определяет, кто будет у власти, а не выборы.
Рапорт Белоруссия:
- Чиновники, администрация.
Станислав Шушкевич:
- Да. Потому что в России нет, например, настоящего самоуправления. Это тоже недемократично. Там губернаторы назначаются президентом. Я не могу сказать, что мне нравился мэр Москвы Юрий Лужков. Однако может ли президент Соединённых Штатов уволить губернатора Арнольда Шварценеггера? За то, что он утратил доверие президента? Это был бы смех. А в России это не смех, это государственная политика.
Рапорт Белоруссия:
- Много ли ещё сходства между Россией и Белоруссией? Или, скорее, можно говорить о различиях?
Станислав Шушкевич:
- Мы должны работать, чтобы что-то иметь. В России работать можно меньше – там всё время есть что украсть. Те, которые воруют, потом выводят деньги за границу. Часть денег возвращается в виде инвестиций иностранцев. У нас это невозможно. Но Россия хочет больше – хотела бы больше. В России много природных богатств, но населения мало. Территории большие, а работать некому. Население сконцентрировано в финансовом центре, в Москве.
Рапорт Белоруссия:
- Даже не входящая в конфликт с властью белорусская теннисистка Виктория Азаренко сказала, что белорусы и русские совершенно разные – в Белоруссии виден порядок.
Станислав Шушкевич:
- В России всегда можно было напасть на кого-то, жить воинственным образом. Русские были не способны только к одному – править государством. В 862 году русские новгородцы поняли, что они не способны руководить государством и попросили об этом других – варягов. С тех пор первым российским правителем, выбранным русскими, был Борис Ельцин, - 12 июня 1991 года. И ничего удивительного в том, что он был и последним. Это уже он, а не народ, назначил Владимира Путина, и опять всё вернулось на старые рельсы. А Путин назначил Медведева, а Медведеву сказал, что он должен назначить его. Так что на самом деле выбирать можно было только один раз.
Владимир Путин в детской онкологической клинике в Москве
Рапорт Белоруссия:
- Почему, в таком случае, Ельцин выбрал Владимира Путина?
Станислав Шушкевич:
- Я думаю, КГБ поняло, что невозможно сломить волю Ельцина. Надо было подсунуть ему человека, который бы ему очень понравился. Они такого человека нашли и подсунули ему. Он принадлежал к клану Анатолия Собчака, это очень известный политик, который для меня был личностью номер один на съезде народных депутатов СССР, очень образованный юрист, и, фактически, он был воспитателем Путина. Я думаю, ему Путина тоже подсунули.
Путин – профессиональный шпион. Важнейшая способность у такого человека – нравиться другим людям, то есть определённым людям. Сначала он очень понравился Собчаку, потом очень понравился Ельцину. Поэтому его и рекомендовали.
Рапорт Белоруссия:
- Среди россиян есть диссиденты, которые верят, по крайней мере, так говорят, что, может быть, сейчас общество проснётся.
Станислав Шушкевич:
- Невозможно выстраивать умную политику в России. Потому что мощные силы былой империи практически остались всюду. Посмотрите на лидеров республик СНГ и бывших республик СССР: Каримов, Алиев, Назарбаев. Всё это люди старой когорты. Сейчас это изменилось в Грузии, в Молдавии, но, я считаю, ненадолго. Ну, посмотрим.
Рапорт Белоруссия:
- Общество не бунтует? От ярости, что выборы фальсифицированы?
Станислав Шушкевич:
- В России много богатых людей, которые поддерживают Владимира Путина, потому что они сохраняют своё богатство благодаря таким, как Путин. Мне кажется, что ожидать перемен сейчас не следует. Не будет там перемен. Потому что там сильная структура, которая ещё укрепилась благодаря нефтедолларам.
Впрочем, нет никакого другого российского продукта кроме нефти, газа, кроме оружия. Россия даже перестала производить автобусы и троллейбусы. Мы в Белоруссии делаем - не лучшие, но стараемся. Если бы не помехи со стороны этой самой России, которая поддерживает ненормальные отношения в экономике, то Белоруссия была бы значительно сильнее.
Россия покупает белорусские товары, которые не купит никто другой в мире. Поэтому характер белорусской промышленности изменяется очень медленно. У нас нет либерализации экономики. Фактически, действуют только кланы при президенте. Это нездоровая конкуренция.
Иногда можно услышать какую-то «глупость», что белорусская промышленность хорошая, что экономика работает, что это третий путь. Это неправда. Показателем этого всегда являются финансы. Польский злотый давно уже держится довольно сильно. А что с белорусской валютой? Российский рубль и белорусский рубль происходят от одного советского рубля. Деноминация в Белоруссии была в десять раз больше, сегодня за российский рубль можно получить 500 белорусских рублей.
Что это за государство, в котором такие деньги? Это государство, в котором погублены промышленность и ВВП. Всё это постепенно, постепенно отражается на людях. Люди теряют то, чего добились. Были такие моменты, что доллар в течение нескольких месяцев подорожал в два раза.
Рапорт Белоруссия:
- Обратится ли Белоруссия, как говорят европейские политики, в долгосрочной перспективе к Европе?
Станислав Шушкевич:
- Я в этом уверен. Только это как в сказке. Всё это будет правда, она победит, только нас уже не будет.
Рапорт Белоруссия:
- А возможны ли перемены в России? Если бы зашаталась экономика, подешевела нефть.
Станислав Шушкевич:
- Россия сидит на огромной сокровищнице: там много древесины, никеля, другого сырья. Я считаю, что Советский Союз разрушила рейганомика. Рональд Рейган развивал военную промышленность. Создавалось новое космическое оружие, противовоздушная оборона. Россия хотела того же самого и всё потеряла.
Теперь как бы другой этап: мы были страной, на которую все смотрели, Дмитрий Медведев говорит, что «вооружение должно быть самое лучшее». Нет столько денег в России, чтобы делать то же самое, что Соединённые Штаты. Если снова будет американо-российское соперничество, Россия проиграет однозначно: потому что «не наворуешь столько, сколько заработаешь». 300 миллионов американцев будут хорошо работать, а в России нет. Если будет второе поражение…
Если будет поставлен вопрос, чтобы военная мощь России была велика, и не только в стратегическом плане – потому что оружия России и Соединённых Штатов хватит, чтобы уничтожить весь мир. Надо, однако, под этим строить нижние уровни. И тут, похоже, начинается соперничество.
Зачем? Можно задать вопрос, зачем нужна империя? Очень модно было у нас в своё время рассуждать, когда граждане Швеции начали жить хорошо, и кто это сделал, что шведы не опускаются ниже 10 места в мире по богатству граждан, кто в этом помог. Ответ звучал так: шведы якобы говорят, что нам помог Пётр I, лишил нас империи. Так вот, Россию ещё никто не лишил этого мышления, чтобы рассудить, как думать о россиянах, чтобы треть россиян не жила на уровне нищеты. Это официальная российская статистика, но никто о них не думает. Думают о том, чтобы Россия была могучая и имела влияние во всём мире.
Опять русские будут жить плохо, а шведы забыли об империи и живут чудесно.
Беседу вела Агнешка Каминьская
Polskie Radio
Комментарии
http://www.youtube.com/watch?v=T27EKQxFrhg&feature;=colike