Охота на мобильники, или Почему у нас процветает черный рынок краденых телефонов

 
Москва снова лидирует среди столиц мира, однако на этот раз — в сомнительном рейтинге: по кражам мобильных телефонов.

ПОИСК УКРАДЕННОГО – ДЕЛО РУК ОБВОРОВАННОГО

— У меня вырвали смартфон из рук среди бела дня, на глазах у людей, — жалуется корреспонденту «ВМ» москвичка Елена Смирнова. — Это произошло у Казанского вокзала, в двух шагах от входа в метро. Когда я достала его из сумочки, чтобы позвонить маме, какой-то азиат выхватил у меня трубку и рванул за угол. Я закричала, но никто не среагировал. Тогда я побежала к парковке, где стояла полицейская машина.

Беглеца, по словам девушки, не догнали, однако протокол составили, и поскольку пострадавшая знала IMEI телефона (по-русски расшифровывается как «международный идентификатор мобильного оборудования»), трубку занесли в базу данных краденых телефонов.

— Но мой смартфон никто и не думал искать, — рассказывает Лена. — А он у меня дорогой. В сотовой компании мне сказали, что вычислить, где сейчас находится моя трубка, по IMEI — дело одной минуты, но для этого нужна санкция суда.

А в полиции мне говорят, что суд такой санкции им не давал. Аргументировал якобы тем, что нет свидетелей ограбления. Поэтому они ничего не могут сделать.

Полицейские посоветовали девушке поискать свой телефон на развалах и в киосках по продаже подержанной электроники. И дали ей… двенадцать адресов!

 

СУД НЕ САНКЦИОНИРУЕТ, А У ПОЛИЦИИ РУКИ КОРОТКИ

Мы взялись за свое расследование проблемы. Как выяснила «ВМ», в Москве более 200 мест, где можно без документов сбывать ворованные мобильники. Наиболее крупные — Горбушка, ВДНХ, Савеловский и Рижский рынки, киоски на привокзальных площадях и в переходах. Кроме того, практически на каждом рынке и у каждого вокзала стоят машины, скупающие у всех на глазах краденые трубки.

— А мы откуда знаем, что они краденые? — оскалил золотой рот кавказец на желтой «Волге» с табличкой «Скупка мобильных телефонов». — Мы покупаем телефоны б/у. А откуда они, нам нэинтерэсно.

— Все они прекрасно знают! — машет рукой участковый Центрального округа столицы Алексей Папанов. — Потому что им приносят трубки одни и те же люди. Все происходит на наших глазах. Но мы без заявления пострадавшего и без санкции суда не имеем права их «шерстить».

Однако, как выяснила «ВМ», и с заявлениями пострадавших наши правоохранительные органы что-либо сделать бессильны. Даже если пострадавший указал в заявлении IMEI мобильного телефона. Хотя, казалось, чего проще — запеленговать украденную трубку по идентификатору.

— Отдельно телефон мы не ищем, — пояснил нам пресс-секретарь Московского угрозыска Алексей Бахрамеев. — Потому что на его поиск затрачивается втрое больше средств, чем он стоит. Если пострадавший знает IMEI, мы его заносим в базу данных. Мы ищем предполагаемых сбытчиков в районах, где было совершенно преступление, и накрываем полностью банду. Наша задача — поймать преступников. А вернуть телефон владельцу — это уж как получится.

— У преступников имеется даже оборудование, при помощи которого можно изменить IMEI, — рассказывает Папанов. — Правда, процедура эта дорогостоящая и обходится приблизительно в 1000 рублей. Она применяется для дорогих телефонов. В дешевых трубках менять идентификатор смысла нет. Их похитители сдают скупщикам в среднем по 600 рублей.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ

Как остановить этот беспредел в России? В других странах похитителей мобильных телефонов ловят довольно успешно и довольно быстро находят сами телефоны по IMEI, который состоит из пятнадцати цифр. Поясним: каждому мобильному телефону присвоен индивидуальный код, и его можно найти путем пеленгования независимо от того, стоит в нем sim-карта или нет. Лишь бы он был включен.

Предполагается, что этому беспределу в нашей стране положит конец поправка к Федеральному закону «О связи». По словам разработчика инициативы, депутата Владимира Горбачева, благодаря законопроекту любой абонент сможет бесплатно зарегистрировать IMEI своего сотового телефона у оператора связи, например, при покупке аппарата.

— В случае кражи зарегистрированного аппарата оператор связи по заявлению абонента должен будет прекратить пропуск трафика от него и к нему, — пояснила «ВМ» помощник депутата Марина Новикова. — Иными словами, украденный телефон просто отключают, и он автоматически становится обычной болванкой.

Инициатива разумная, спору нет. Предполагалось, что он вступит в силу с 1 января следующего года. Когда аналогичный закон был принят в нескольких странах Старого Света, то число краж мобильных телефонов сократилось сразу на 25%.

 

ПРОБЛЕМА ИЗ-ЗА БЕЗНАКАЗАННОСТИ

Сбыт краденых телефонов поставлен на поток. По мнению экспертов, оборот ворованных трубок соразмерен чуть ли не легальному объему оборота! Только в одной Москве ежедневно воруют от 100 до 300 мобильных телефонов.

— Воруют в основном у мужчин, по большей части в метро, — уточняет участковый Алексей Папанов. — Тащат из карманов, сумок. У детей, подростков и женщин телефоны просто нагло вырывают из рук на улице. Особенно в последнее время.

IMEI обычно находится под батареей телефона: это пятнадцать цифр. Их нужно запомнить или записать в блокнот. Также цифры можно увидеть на дисплее телефона, если набрать следующую комбинацию: *#06#. Если на развале вы узнаете свой телефон, но продавец заявит, что у него совершенно не ваш IMEI, — не верьте. Код под батареей может быть переклеен.

Наберите на телефоне вышеназванную комбинацию, и он высветит истинный IMEI. Но учтите: у дорогого телефона идентификатор, скорее всего, уже перекодировали.