Десять тысяч человек против армады

Ростокинская дивизия погибла под Вязьмой, спасая окружённые армии

13-я дивизия народного ополчения Ростокинского района воевала всего 13 дней и погибла в октябре 1941 года.
70 лет назад в неё ушли добровольцами жители нынешних районов Ростокино, Алексеевский, Останкино, Марьина роща и Марфино.

Ядром дивизии стал «Калибр»
Запись в московское ополчение началась 2 июля 1941 года, когда фронт был ещё далеко. Ядром дивизии стал полк, сформированный из рабочих завода «Калибр». Среди добровольцев других полков были сотрудники почти 20 организаций, в том числе ВСХВ (ныне ВВЦ), преподаватели и студенты ВГИКа, артисты Мосэстрады.
В ополчение шли даже женщины, старики и школьники. Большинство мальчишек потом всё же отправили домой. А тех, кто наотрез отказался вернуться, взяли связными и разведчиками.

Схватили диверсантов, уничтожили десантников
Когда дивизию перебросили в район Вязьмы, у ополченцев катастрофически не хватало оружия. В Москве выдали старые винтовки и пулемёты иностранного производства, некоторые хранились на складах ещё с Первой мировой войны. В артдивизионах — французские пушки образца 1887 года! Отчаявшись, комиссар дивизии Тарасов написал напрямую Сталину. За дерзость ему пригрозили судом, но оружие дивизии выделили.
Совсем плохо обстояло дело с бронетехникой. Группа бойцов во главе с капитаном Шамсовым отправилась к линии фронта и в лесу нашла брошенные из-за поломок танк и 37 танкеток. В дивизии их починили — пригодился опыт шофёров и автослесарей с «Калибра». Но вскоре большую часть «трофеев» забрало начальство — для других частей...
В конце сентября ополченцы схватили немецких диверсантов — те были одеты в штатское, говорили по-русски и разводили на полянах сигнальные костры для немецких самолётов. А потом в расположение дивизии пожаловал и вражеский десант. Бойцы дивизии уничтожили его из засады.

Против «Мёртвой головы»
К началу октября дивизия заняла позиции вдоль Днепра севернее шоссе Минск — Вязьма. А 2 октября немцы начали на этом направлении операцию «Тайфун» с целью прорвать нашу оборону и устремиться к Москве. В тот день разведчики Ростокинской дивизии захватили языка — им оказался обер-лейтенант Отто Мюллер, в прошлом чемпион Вены по поднятию тяжестей. Его долго не могли скрутить — он даже руку сломал одному из разведчиков. Как выяснилось на допросе, ополченцам противостоит целый танковый корпус из трёх дивизий, причём таких, как «Мёртвая голова» и «Адольф Гитлер» — элита вермахта!
А у наших ростокинцев против танков только бутылки с зажигательной смесью и устаревшие пушки. Но всё равно десятками подбивали вражеские машины. Несколько суток они отражали атаки армады.
Тем временем ростокинцам приказали обеспечить коридор для отступления наших частей. Под шквалом огня ополченцы защищали переправы через Днепр, а затем через реку Вязьму.
Когда немцы вошли в Вязьму и в окружении оказалось несколько наших армий, дивизию оставили прикрывать тыл окружённых частей во время прорыва. В той обстановке это означало одно — погибнуть, задержав немцев.
К 13 октября от дивизии, в которой ещё 1 октября числилось 10,5 тысячи человек, осталось менее тысячи...

Юрий СТАРОДУБОВ