Спецпроект: «58-я. Неизъятое»

На модерации Отложенный

Виталий Беликов: «Если бы не арест — так совком бы и остался» 4156

В семь утра выводят нас на работу. Стоит тысячи полторы народа, среди них и уголовники, и фашисты (то есть мы, политические) — а над воротами висит репродуктор. И вот часы пробили, ворота открылись — и вдруг из репродуктора голос Левитана: «…после тяжелой болезни скончался Иосиф Виссарионович Сталин». И все начинают кричать «ура!», шапки вверх бросают, радуются...

21 декабрь 2011 «58-я. Неизъятое» Вера Геккер. Путешествия рояля 5521

В лагере музыку я слышала всего один раз, в Ташкенте, где попала в лагерную больницу. У меня была пеллагра, дизентерия, ходить я уже не могла, доходяга была совсем. Умирали в больнице ужасно. В основном лежали с пеллагрой, представляете: все руки — сплошное мясо, кожи уже нет.

21 декабрь 2011 «58-я. Неизъятое» Григорий Померанц. Справка о реабилитации 4767

Роман по переписке продолжался два года, когда Ирочка освободилась, мы даже съездили друг к другу, но на этом все и закончилось. Видимо, Ирина стала для меня собирательным образом женщины в лагере. Осужденные по 58-й статье мужчины («фашисты», как нас называли) были для лагерной администрации замечательной обслугой: не смухлюют, не украдут. А женщины прежде всего интересовали как женщины, жилось им плохо, и все сочувствие к ним для меня собралось в Ирочке.

Ключевые слова сюжета артемьева политзеки правда гулага рачева репрессии
16 декабрь 2011 «58-я. Неизъятое» Владимир Кантовский. Фотография, украденная из дела 4463

«Я горжусь тем, что я относился к категории, которую Сталин должен был сажать. Меня взяли в десятом классе за листовки в защиту учителя истории Павла Артуровича Дуковского. Он был замечательным учителем, заставлял нас мыслить, четко давать объяснения событиям...»

28 ноябрь 2011 «58-я. Неизъятое» Сусанна Печуро. Томик Блока из Инты 8184

Мне и еще девяти нашим — тем, кому было по 16—18, — дали 25 лет лагерей. К тому времени я уже слишком много знала про органы и не надеялась, что когда-нибудь освобожусь. Было понятно: в лагере я — до конца.

16 ноябрь 2011 «58-я. Неизъятое» Лев Нетто. Книжка с адресами воcставших 8598

В лагере меня взяли работать токарем, в ремонтно-механическую мастерскую. Срок у меня был 25 лет, к тому времени я уже девять месяцев проработал на общих работах, долбил вечную мерзлоту и понимал, что 25 лет на морозе не выдержу, а в тепле на токарном станке — возможно...