1917-1991: попытка ретроспекции

На модерации Отложенный

 

(Полемические заметки к 20-летию прекращения СССР)

Легенда о «распаде» СССР обязана происхождением двум источникам: США, конкретно администрациям Р.Рейгана и Дж.Буша-старшего, которые таким образом предстают в ореоле «победителей мирового коммунизма»; и всем тем в ближнем и дальнем окружении Б.Н.Ельцина, кто пытается рассуждениями о де-«распаде» прикрыть собственные роль в происшедшем и ответственность за его последствия. Корысть обоих источников слишком самоочевидна, чтобы легко и бездумно соглашаться с навязываемой всем нам интерпретацией истории.

Демонтаж Союза при ближайшем рассмотрении вовсе не был стихийным, обвальным процессом, ассоциирующимся со словом «распад». Соцсодружество и СССР были прекращены в рамках корректного для того времени политико-бюрократического процесса соответствующих стран. В 1989 г. руководство КПСС не вмешивается в начавшиеся политические сдвиги в Восточной Европе – что и позволило им оставаться «бархатными» (хотя возможность вмешательства у СССР существовала). 27 июня 1991 г. произошел самороспуск СЭВ-а, а 1 июля 1991 г. странами-членами был подписан Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1955 г., что означало роспуск ОВД. И в декабре 1991 г. состоялось прекращение СССР – именно прекращение, а не распад: такова единственная на этот счет формулировка (юридически четкая), содержащаяся в преамбуле Беловежского соглашения1.

Во главе всех процессов, происходивших в СССР в 1985-1991 гг. – от избрания М.С.Горбачева генсеком ЦК КПСС до августовского путча и роспуска Союза – на всех этапах стояли лица, занимавшие высокие и высшие посты в партии и государстве. Перестройку начинали отнюдь не люди из окружения А.Д.Сахарова и А.И.Солженицына. При всем уважении к идеализму и мужеству «защитников Белого дома», неверно забывать, что приказ на применение силы так и не был отдан никем из руководства бывшего СССР ни в августе, ни даже в декабре 1991 г. Оценивать этот факт можно, разумеется, по-разному; но надо лишь поражаться тому, что ни отстранение 20-миллионной партии от власти, ни последовавший вскоре за этим демонтаж великой державы не вызвали никакого сопротивления делом не только в стране, армии, силовых структурах, но прежде всего со стороны высших слоев тогдашнего общества. Все это подчеркивает номенклатурный, а следовательно, внутрипартийный – притом верхушечный, говоря по-современному, внутриэлитный характер тех исподволь накопившихся интересов и настроений в этой части общества, которые подвели партию и страну к перестройке, а затем раскрутили ее маховик.

 

Полностью текст Вы можете прочесть здесь:

http://mir-politika.ru/archive/?SECTION_ID=244&ELEMENT_ID=854