Семь историй любви. История вторая: Не родись красивой и богатой

Портрет Юрия Никитина. 1996 г.


Красавицам, которые всем нравятся, везло далеко не всегда. А богатым красавицам - и того меньше. Девушке, которая печально взирает с портрета, не повезло дважды. Будучи, по свидетельствам современников, самой красивой женщиной Европы, Елизавета, или как её в основном называют – Гальшка Острожская, провела свою жизнь если не в монастырях, так в заточении, превратившись в полупризрак. Но – всё по порядку.

Гальшка принадлежала к династии Острожских, которые считались некоронованными королями Волыни и обладателями огромных средств. Отец Гальшки – князь Илья, после смерти отца Константина, унаследовал родовой Острог. В середине 1530-х годов мы застаём Илью в Кракове, при королевском дворе Польши. Князь Острожский – звезда первой величины,  любимец короля Сигизмунда-І и королевы Боны Сфорца, ближайший друг наследника и любимец всех фрейлин двора. Король настолько благоволил к Илье, что сам подобрал ему невесту – первую красавицу и лучшую партию королевства, полную жизни и энергии Беату Костелецкую. После пышных празднеств венчания, молодая пара отправилась в свои владения. Жизнь сияла радужными красками. Однако, семейная жизнь, начавшаяся так счастливо,  закончилось неожиданно и стремительно. В 1539 году, через полгода после женитьбы, здоровый и сильный князь внезапно умер, успев отдать нерождённое дитя под опеку влиятельным особам, среди которых был и король Сигизмунд. Ходили слухи, что смерть Ильи была вызвана медленным ядом, но доказать этого не удалось. В этом же году, 19 июня, родилась Елизавета-Екатерина. По цепочке её имя Елизавета - Эльжбета - Альжбета - Альшбета превратилось в Гальшку. Имя, которое осталось в истории.

После смерти мужа, скупая и хитрая Беата, была одержима идеей присвоить себе завещанные дочери несметные богатства и выйти во второй раз замуж. На пути к этому замыслу стояла собственная дочь. Описывая роль, которую Беата сыграла в судьбе Гальшки, легко рисуются образы злых колдуний, которые прячут в складках кафтана отравленные яблоки или какие-то другие соблазнительно-ядовитые мелочи. Мать не брезговала ни чем: ни лживыми обещаниями, ни судебными исками, ни наговорами под присягой, ни ледяной бессердечностью, которая стала для девочки началом многолетнего затворничества.

Так прошло 13 лет. Беата вжилась в образ самостоятельной богатой вдовы. А главное, подросла Гальшка, богатейшая невеста Польши. В дом стали съезжаться юноши самых влиятельных семейств, в надежде на благосклонность девушки. Для матери Гальшки был важен не столько титул избранника, сколько его податливость и абсолютная покорность. Только послушный зять мог содействовать Беате во всех её замыслах.

Фаворитом и матери, и дочери стал князь Дмитрий Сангушко, первый рыцарь Руси, староста каневский и черкасский, героический защитник Житомира от татар, образованный и развитый, с изысканными манерами, к тому же – сын друга покойного отца.

Однако, когда дошло до сватания, Беата стала затягивать процесс, напуганная возможностью потерять управление богатствами дочери. Некоторые современники объясняли внезапную несговорчивость Беаты иным обстоятельством – Беата была влюблена в князя Дмитрия. На помощь молодому князю пришёл дядя Гальшки -Василий. Они, не показывая своих намерений, приехали с визитом в Острог, и, только они поздоровались с дамами, как слуги сообщили, что замок под контролем вооруженных людей из отрядов приехавших князей. Дальше всё происходило как в страшном сне. Мать, чтобы не сильно мешала процессу, закрыли в комнате под стражей. Юную Гальшку отвели в замковую часовню, где наспех обвенчали с князем Дмитрием. Девушка была так напугана, что все слова согласия за неё произносил её дядя. Волынская легенда гласит, что когда молодые должны были обменяться кольцами, случилось ужасное: в церковь ворвался огромной силы ветер, погасли свечи и лампады, всколыхнулись хоругви, а на колокольне зазвонили раскачанные ветром колокола. Священник говорил, что сам Бог против этого венчания, но князь Василий велел продолжать. Окончилось все в полной темноте, а вместе с тем прекратился ветер.

Сразу после венчания молодые отправились в Канев, а Беата, едва освободившись из заточения, разыграла следующий этап драмы. Отправившись ко двору короля, она убедила не только коронованную пару, но и все знатные семьи, в необходимости признать брак не действиетльным.

Король назначил суд и сам объявил приговор: Сангушко был осуждён на казнь и бесчестие. Сохранить жизнь ему предлагалось лишь в обмен на разрыв отношений с юной княгиней. Тогда его наказание заменили бы пожизненным заключением в башне. В приговоре был пункт, который более прочих устраивал новоиспечённую тёщу: все богатства переходили княгине в оплату за причинённый вред.

Дмитрий Сангушко и Гальшка, переодетая юношей, сбежали из Канева в Чехию. Вооруженный отряд во главе с Мартыном Зборовским, наспех собранный Беатой из бывших кавалеров дочери и родственников самой Беаты, догнал беглецов, и Сангушко был жестоко убит на глазах жены в чешском Яромеже. Почти без сознания от пережитого горя и страха, Гальшка была отправлена к Беате. Согласно легенде, позже она родила сына, которого Беата насильно оторвала от ее груди и отдала какой-то холопке, чтобы самой не душить.

А вскоре, опять-таки не спрашивая ни у кого согласия, король отдает распоряжение выдать девушку за престарелого брестско-куявского воеводу графа Лукаша Гурку.

Это распоряжение потрясло Беату. Будущий зять, кроме того, что был старше дочери на 35 лет, был ещё и человеком очень властным и жестоким. Про управление острожскими владениями можно было забыть навсегда. Несмотря на протесты обеих женщин, король настаивал на немедленном венчании. При первой же возможности дамы бежали. На сей раз – во Львов. Очутившись во Львове, женщины попросили приюта у доминиканцев

.

Доминиканцы - первый католический орден, который приехал во Львов. Венгерская принцесса Констанца, выходя замуж за князя Льва, по законам того времени, должна была перейти в религию мужа - православие, но по какой-то причине не сделала этого, осталась католичкой. Вот в ее свите и приехали доминиканцы - поддерживать Констанцу в вере.

Доминиканцам выделили участок в средневековом городе, и здесь был построен готический костел и монастырь. К слову сказать, именно в этом монастыре в начале XVIII в. русский царь Петр I подписал договор с поляками о совместной борьбе со шведами. На фронтоне костёла красуется надпись: «SOLI DEO HONOR ET GLORIA» - «Богу единому честь и слава». Слева, над окном, символ доминиканцев - собака, которая лежит на книге, в пасти горящий факел - «огнем веры выжжем ересь». Доминиканцы до конца XVI в. выполняли роль инквизиторов в Европе.


Достойные отцы оказались перед сложным выбором: с одной стороны, зная королевскую волю, они искренне жалели Гальшку и воспринимали их визит как возможность щедрых пожертвований, но, с другой стороны, им совсем не хотелось впасть в королевскую немилость. Подумав, священнослужители пустили беглянок, надеясь помочь им помириться с королём.

В это время началась Ливонская война с Иваном Грозным, у короля были дела поважнее, нежели ловить беглянок, и дамы прожили во Львове несколько спокойных лет.

В 1559 году король, измученный упрёками Луки Гурки, который так и не получил ни молодой жены, ни её богатств, решил снова взять за судьбу Гальшки.

Львовский староста Петро Барзиз получил грозный приказ – отобрать девушку у матери. Поначалу Барзиз решил действовать как дипломат. Но мать пригрозила убить дочь и тогда началась настоящая война.

Во Львов прибыли вооруженные отряды Гурка, к ним присоединились служивые городского магистрата и монастырь оказался в блокаде. На него были наведены пушки Пороховой башни, следы от ядер которых до сих пор показывают на монастырских стенах. Жизнь Львова замерла, торговля фактически прекратилась на несколько недель. Но за время военных действий случилось знаковое событие - в монастырь пробрался под видом нищего тот, кого действительно любила Гальшка – православный князь Симеон Слуцкий.

Молодые очень подходили друг другу – князю Симеону чуть больше тридцати, Гальшке – едва исполнилось 20. Оба из знатных, влиятельных родов. Как они встретились? Случайно ли, или же их встреча была очередной задумкой Беаты - достоверно неизвестно. Но молодые люди были искренно привязаны друг к другу.
Их венчание было несколько бутафорным, но вполне реальным: монах, под звуки канонады, наспех произносил молитву, в надежде, что этот брак станет окончанием осады. После венчания, молодые поспешили объявить о своём своенравном поступке всему городу. Слухи дошли и до короля, который в припадке гнева приказал перерезать водопровод монастырю. Осада закончилась. Король признал законным мужем Гальшки, конечно же, Луку, и несчастную девушку, после недолгого заключения в крепости Высокого замка, отвезли в замок Гурки, в город Шамотулы в Польше, где её тоже ожидало заключение. Отказавшись признать Луку своим мужем, Гальшка обрекла себя на заточение в шамотульской башне. Прошло меньше года, как Гурка принёс девушке ужасное известие – её венчанный супруг Слуцкий утонул в реке. С той поры Гальшка считала себя вдовой и одевалась только в чёрное, да и башню, в которой её содержали, стали называть Чёрной. Гальшка провела там 12 лет в полной изоляции. Свободу она обрела лишь после смерти Гурки. Но, говорят, что до сих пор, в дни молодого месяца, когда мягкий лунный свет падает на стены Шамотульского замка, возле Чёрной башни появляется женская фигура и оплакивает свою несчастную любовь.

В 1573 году Гальшка вернулась в Дубно. Мир увидел её совсем иной. Замкнутая, она вела аскетический образ жизни. В 1579 году Гальшка составила завещание, разделив свои богатства между родственниками и слугами, а кроме того, завещала значительную сумму на основание в Остроге больницы и учебного заведения.

Последние годы жизни Гальшка, приняв православие, провела на Подолье, в замке на водах, где и умерла в возрасте 43 лет.

Со временем, учёные мужи академии, желая увековечить образ основательницы, обнаружили, что не осталось ни одного её портрета. Бедная женщина, прожив всю жизнь в скитаниях и лишениях, оставила после себя лучшее, на что способен человек: образовательный и культурный центр Руси – Острожскую академию.