Опровержение утверждения о золотой середине как совершенной добродетели
На модерации
Отложенный
Мнение о том что «золотая середина» есть добродетель, в разнообразных формах появлялась во многих культурах. Однако она понималась по-разному, так как середину можно находить между разными вещами и таким образом и середина получиться разная. Для начала я попытаюсь обрисовать понимание данной фразы в контексте этой работы. Думается, понятие золотой середины лучше всего выразить не через создания баланса между аскезой и расточительством, а через осознания баланса страстей души. Таким образом, мы можем представить образ золотой середины как высшей добродетели в ключе идеального баланса внутреннего мира человека. И хотя всё вроде бы выглядит вполне логично и совершенную добродетель можно понимать как золотую середину это отнюдь не так. Как пример, возможно, привезти один из основных логических тупиков буддизма. Для большего понимания его необходимо пересказать, правда, в достаточно вольном стиле. Представьте, что два просветлённых плывут на корабле, как вдруг на этот корабль нападают пираты и собираются убить всех на судне. Просветленные могли бы убить пиратов и этим спасти команду, но они не могут этого сделать, так как это будет актом жестокости, а значит отступлением от принципов не противления злу и уходом от золотой середины и таким образом они потеряют просветление.
Но не вмешаться они не могут, ибо цель их помогать другим людям в достижении просветления и если они позволят разбойникам совершить данное преступление, те никогда не достигнут просветления. Считается, что эту загадку невозможно разгадать. Стремление к золотой середине не может являться совершенством добродетели, так как данное стремление исключает в себе развитие. И даже если обратиться к Сократическому пониманию добродетели мы опять же сможем доказать несостоятельность теории золотой середины вспомнив аллегорию души по Платону где она представляется как колесница стремящаяся вперёд и движимая двумя лошадьми алой и чёрной. Хоть и, кажется, что здесь можно наблюдать золотую середину в сочетании направлений этих лошадей, однако в данном случае этот баланс не есть сама цель, исключающая движение, а лишь способ сохранить направление в стремлении к развитию. Когда целью является лишь достижение золотой середины, мы замыкаемся в точке баланса и не можем утверждать собственную добродетельность, так как не совершаем каких либо действий и оная добродетельность становиться лишь нашим утверждением, не подкреплённым никакими фактами.
Комментарии