Владимир Хохлев Ошибка Исаака Ньютона

На модерации Отложенный

Наш последующий диалог я передаю дословно. Шелестов развязал папку и зарылся в ее содержимом.

- Сейчас, сейчас. Я ищу одну формулу, с которой все началось, - он выкладывал листки на стол, аккуратно, один на один, почти не смотря на них. Говорят, ученые находят нужное место в рукописях, не читая текст, по каким-то другим, не относящимся к содержанию приметам – по заломаному уголку листа, пятну фломастера, перечеркнутому абзацу вверху или внизу листа и так далее. Работа визуальной памяти. Шелестов искал формулу и, не останавливаясь, говорил. - Вы знаете мою историю, - он то ли спрашивал, то ли утверждал. - Я работал главным конструктором, мы придумывали, рассчитывали реактивные двигатели, а затем строили ракеты. Вы все это знаете. Затем эти ракеты летали в космос. Знаете ведь?

- Да, конечно, но без деталей.

- Вы этого не можете не знать, - академик меня не слышал, - об этом знала вся страна, весь мир, - его взгляд заострился и летал по листкам со скоростью молнии, - вы это должны знать, молодой человек! Да где ж она? А вот она, голубушка! – Шелестов нашел нужный лист, положил его поверх остальных и прижал указательным пальцем. - Так вот, уважаемый, - он немного успокоился, собрался и сосредоточился, - а вообще вы знаете о принципе реактивного движения?

- Да, знаю. В общих чертах, конечно.

- Вы сейчас все поймете. Придвигайтесь ближе, ко мне и к свету. Смотрите сюда, - он тыкал пальцем в не очень понятную запись.

- Что это?

- Это формула расчета тяги ракетного двигателя.

- Ну и что дальше? – меня начинал захватывать азарт старика, из рыболова я превращался в исследователя мира, в  настоящего ученого. Шелестов почувствовал это и перешел исключительно на научный слог. В землянке разговаривали два человека, понимающие друг друга с полуслова.

- Под тягой понимается сила, с которой ракетный двигатель действует на аппарат им оснащенный.

- Так.

- Вот формула Р = mWc + Fc(Pc - Pn), где m – расход массы рабочего тела за одну секунду,  Wc – скорость рабочего тела в сечении сопла,  Fc – площадь выходного сечения сопла,  Pc – давление газов в сечении сопла и Pn – давление окружающей среды. Обычно атмосферное давление. Как видно из формулы, первый член суммы mWc – определяет силу, с которой масса рабочего тела покидает двигатель в течении одной секунды. Понятно, да?

- Пока да.

- Второй член формулы  Fc(Pc – Pn) – определяет силу, которую масса рабочего тела затрачивает, чтобы продолеть сопротивление окружающей среды, атмосферы. Таким образом сумма этих сил определяет силу, которая возникает между рабочим телом – топливом, покидающим двигатель, и средой, но никак не силу, с которой рабочее тело действует на сам двигатель, конкретно на стенки камеры сгорания и, конечно, на всю ракету в целом. Понимаете?

- Пока не очень.

- Ну как же, формула расчета тяги двигателя тягу ракетного двигателя впрямую не определяет, только опосредовано. Это означает, что сила, с которой сгораемое топливо давит на стенки камеры, то есть сила, под действием которой ракета отрывается от земли, не определена. Вообще.

- Ну и что?

- Для меня это было как открытие. Это насторожило и озадачило меня. В ключевой формуле, знакомой каждому ракетчику с пеленок, по случайности или по чьему-то злому, не замеченному всеми умыслу, произведена замена понятий. Когда я впервые задумался над этим и понял ошибку, я никому ничего не сказал, но по ночам засел за книги. Как школьник. Я шел с конца в начало, и, как вы думаете, куда я зашел? К кому я пришел?

- Я не знаю, - мне приходилось напрягаться, чтобы успевать за быстрой мыслью академика.-  И куда? К кому?

- Не поверите, - к Ньютону.

- К Исааку Ньютону?

- Да! И получилось, что реактивное движение в этом мире вообще невозможно.

- То есть как невозможно? Это говорите вы, генеральный конструктор?

- А вот так! – Шелестов осекся. – Вернее, невозможно то, что мы назывыаем реактивным движением.

- Почему?

- А вы сейчас все поймете, - академик выглядел победителем, - вы узнаете ошибку Ньютона, “великого”, но теперь в кавычках, Ньютона, молодой человек. Вспомните третий закон механики, вы его должны наизусть знать.

Снаружи по крыше землянки застучало, мы оба одновременно прислушались. Начался дождь. Крупные, тяжелые капли забарабанили по настилу, сразу же по глиняным неровным стенкам побежали ручейки под стол, под лежак, по скату земляного пола в ближний к выходу угол. С дождем похолодало. Шелестов встал и закрыл дверь плотнее.

- Если замерзнем, можем растопить, - он кивнул в сторону печки, - хотя я привык. - Он засмеялся, как-то грустно засмеялся. - Так что же вы молчите, вспомнили?

- Действию всегда есть равное и противоположно направленное противодействие.

- Правильно, вы хорошо учились, то есть работали. Из этого закона следует, что давление рабочего тела двигателя, то есть топлива, на стенки камеры сгорания равно противоположно направленному давлению стенок камеры на рабочее тело. Газ давит на стенки, стенки - на газ. С тою же силой, заметьте. Система уравновешена. Так?

- Так.

- Почему тогда ракета летит? Какая сила ее двигает?

- Не знаю.

- И я не знаю, - Шелестов сиял, - и никто не знает, и формула расчета тяги ракетного двигателя не знает. Я заявляю это вам со всей ответствекнностью, на какую способен. Наука круто, можно сказать, кардинально ошиблась. Мы ошиблись, вы понимаете? Мы все пошли следом за великими авторитетами и не заметили ошибки. Теперь вы понимаете, почему я здесь? Почему меня вынудили дать подписку? Вам все понятно? Теперь?

 

www.vhohlev.narod.ru