Бессловесные на школьном дворе (Цыганские дети переполнили школы берлина - тысячи остались на улице)


Перевела с немецкого: Tortilla
Страна: Германия
Издание: Preussische Allgemeine Zeitung
Автор: Норман Ханерт
февраля 2012


Бессловесные на школьном дворе 

Несколько сотен цыганских детей уже переполнили берлинские школы - тысячи остались на улице

Школьники, не понимающие ни слова по-немецки и их родители, до которых невозможно "достучаться" в связи с недостаточным знанием языка. Это лишь часть прблем, с которыми приходится сейчас конфронтировать при посещении школ Сандре Шерес (СДПГ), главе департамента образования берлинского сената (городское управление, прим. перев.) . 



Уже несколько лет подряд в берлинских школах растёт число цыганских детей, даже без начальных знаний немецкого языка. "Нам нужна помощь департамента образования" - этот драматический призыв коллектива учителей начальной школы Герман-Шульц, обращённый к сенатору образования Сандре Шерес, по крайней мере увенчался успехом. Её визит, хотя бы, привлёк внимание общественности к проблеме, с которой между тем сталкивается всё больше и больше учебных заведений Берлина: катастрофически растёт число школьников, не владеющих немецким языком.

Причиной является оживлёная миграция семей цыган-рома из Румынии и Болгарии. Только в декабре в школу в Райникендорфе (район Берлина, прим. перев.) было направлено 16 детей, совершенно не говорящих по-немецки. Там уже есть один первый класс, в котором каждый пятый ребёнок не владеет навыками немецкой речи. "Даже самй талантливый педагог не сможет провести в этих условиях занятие, отвечающее потребностям всех детей в классе", говорится в письме учителей. Требование педагогического коллектива однозначно: малочисленные классы и увеличение учительского состава для того, чтобы дети-цыгане могли бы вообще сначала выучить немецкий язык. Однако до тех пор, пока сенатор образования не посетила три школы, привлекая внимание общественности, учителя чувствовали себя оставленными один на один с проблемой. Лишь после многомесячных обращений, районный школьный совет представил в распоряжение школ дополнительный персонал и ограничил учебные часы в классах. При этом, если в Райникендорфе инцидент выглядит хотя бы частично исчерпанным, то в районе Нойкёльн (район Берлина, прим. перев.) проблема цыганских детей существует уже давно и в другом масштабе. Ещё с 2007 года, когда Румыния и Болгария вступили в ЕС, в районе регистрировалось постоянно растущее число эмигрантов-цыган. Нойкёльнская начальная школа Ганс-Фаллада тогда приняла 90 детей из этих семей, вследствие чего они составили 20% всех учащихся школы. 

Однако, попавший  нынче на глаза общественности, небывалый приток ненемецких детей в берлинские учебные заведения, это лишь вершина айсберга. Опрос одного из жилищных управлений Нойкёльна выявил, что 80% проживающих в обследованном квартале румынских и болгарских детей, вообще не ходят в школу. Если экстраполировать это число на 400-500 зарегистрированных детей-цыган, принятых в школы, то можно считать что за её дверьми осталась ещё около 1000 детей, вообще не посещающих никаких учебных заведений.



Эта драма разыгрывается в некой, если можно так выразиться, юридической "серой" зоне.  Родные страны рома - Болгария и Румыния, очевидно вообще не заинтересованы в судьбе детей. Однако до тех пор, пока их родители не зарегистрированы официально в Берлине, то и дети не подлежат обязательному школьному посещению, соглсно немецким законам, а теоретически должны ходить в школу в своём родном отечестве, которому они, в свою очередь безразличны. 

И если сенат продолжит свою стратегию "отвода глаз", то вскоре на берлинских улицах вырастет "социальная взрывчатка". Однако мы так и не видим политической стратегии сената в связи с возросшим притоком цыган-рома. Ещё два года назад в отдельных случаях выплачивались денежные поощрения тем, кто возвращался на родину. Мероприятия же последних лет указывают скорее на то, что сенат исходит из дальнейшего проживания рома в Германии. 

Тем не менее, связанные с этим проблемы в значительной степени игнорируются городскими властями. Учителя же чувствуют себя брошенными на произвол судьбы не только в связи с невозможностью обучить 1384 школьника различной национальности, вообще не владеющих немецким языком. Особенно хорошо это видно на примере социальной "горячей точки" Нойкёльна, где остро встала проблема безопасности в школах. В рамках одноразовой федеральной акции, с 2007 года район поручил обеспечение безопасности в 15 школах специальному охранному агенству. Сумма, ежегодно выделяемая районом для этих целей составила 700000 евро. 

Число случаев насилия в охраняемых школах заметно снизилось, во всяком случае до того, как в прошлом году проект был приостановлен в связи с большими затратами. Между тем, требование восстановить проект, вновь стоит на повестке дня. Повод к этому - печален: в начале января учащиеся одной из нойкёльнских школ, обнаружили в туалете двух наркоманов, намеревавшихся сделать себе уколы. Стоимость услуг охранной фирмы, которая позаботилась бы о том, чтобы чужие не могли проникнуть на территорию школы, району больше не по карману. А сенат не чувствует себя ответственным. 

Комментарии читателей

Melanie Gatzke:

Они сейчас имеют на свою голову проблемы, которые сами себе и создали. И теперь сами же должны их решать.

Martin Pinteric:

Детям, которые ни слова не говорят по-немецки, нечего делать в ФРГ. Это касается и их родителей. Вначале языковые курсы, затем справка о трудоустройстве, и только потом право на социальные льготы. Это обычная практика во всех странах. И только глупый "михаэль" никак не поймёт этого.

Ralf Große:

Я этого не понимаю. В Германии же существует обязательная регистрация, закон о регистрации. Как же может быть, что люди живут здесь достаточно продолжительное время без регистрации. Мне это абсолютно неясно.

Оригинал статьи