Национализм как функция территориальной целостности
На модерации
Отложенный
«Нация — единственная общепризнанная легитимная политическая ценность», — писал известный американский исследователь наций Бенедикт Андерсон. В период активной глобализации — в 1980–1990-е — тема нации, казалось, умерла. Однако сегодня начинается очередной цикл формирования новых политических наций. Пока он не слишком заметен и принципиально отличен от предыдущих. Сегодня этот процесс касается территориально крупных стран с активными геополитическими интересами, мощными бюрократическими машинами и фактически имперских либо в своем прошлом, либо в устремлениях. Прежде все это Иран, Турция, Индия.
Эта новая волна сформирована прошедшими десятилетиями глобальной экспансии западного капитала. Обретя некоторую экономическую стабильность, граждане империй так или иначе заявляют о своем стремлении стать нациями. Тот факт, что происходит это на фоне очевидной деградации сугубо западного мира, придает процессу особую значимость. Он может совершенно изменить представление о том, как формируются нации.
Дело в том, что все прежние эпизоды активных национальных движений были связаны либо с европейским периодом становления национальных государств, когда сами государства были слабы, а геополитическое влияние ограничивалось сравнительно небольшой частью мира, либо с более моноэтническими латиноамериканскими странами, у которых был очевидный внешний враг — колонизатор.
Сегодня нации формируются в ответ на внутренние вызовы или потребности. Перед всеми перечисленными странами стоит задача формировать нацию в государствах с имперскими ресурсными возможностями, мощными бюрократиями, ярко выраженными этническими группами и интересами. Однако при этом исторический запрос на нацию — это прежде всего исторический запрос на сохранение власти народа, населяющего страну, над имеющимися ресурсами и территорией и, возможно, стремление к большему экономическому и политическому влиянию в новую постглобальную эпоху. Как нам кажется, именно в этом ключе надо ставить и решать национальный вопрос. То есть форма постановки и решения национального вопроса не может противоречить задачам удержания территории, международного политического веса, опережающего Запад экономического развития и одновременно демократизации режима.
Националисты и западники в связи со статьей премьера «Россия: национальный вопрос» неожиданно сошлись в главной претензии к Путину — он недостаточно ярко и четко поставил вопрос о главенствующей роли русских. Националисты, естественно, по идейным соображениям. Западники, видимо, из природной нелюбви к автору. Однако, говоря о стержневом характере русских в нашей цивилизации, Путин сказал максимум того, что возможно сказать сейчас, исходя не только из узкополитических соображений, но и из сегодняшнего актуального понимания своей роли самих русских. Мы не видим сегодня (а может быть, никогда не видели и не увидим) своей целью достижение правового и экономического доминирования по отношению к другим этносам, живущим в России. Мы готовы делиться. Возможно, в силу глубокой гуманистической природы русской культуры (на которую обращали внимание все русские философы, дореволюционные и эмигрировавшие, то есть люди авторитетные в кругах западнической интеллигенции). Интуитивно есть понимание, что историческая миссия русских, возможно, и заключается в политическом оформлении идеи гуманизма.
Путина сегодня ругают за евразийство. Но вот два соображения. Первое: в новом веке Евразия объективно — в силу огромной численности населения — главный объект мировой экономической и политической борьбы. Зачем же русским лишать себя права стать в ней победителем? И второе. Есть одна повесть у Андрея Платонова. Суть такова. Где-то в Средней Азии живет девочка: нищета, смерть матери, жестокость отца — существо ее жизни. И тут в России происходит революция. И отца девочки, богатого бая, убивают красноармейцы. А ее забирают в Россию. Возвращается она на родину уже взрослой, закончив университет и работая ученым-исследователем.
И никто же не будет спорить, что Андрей Платонов был настоящим русским.
Комментарии
Модеры - вы рвете!!!!!!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Странная постановка фразы: функция целостности...Грамматически вроде бы правильно, но семантически не могу уловить... Что это значит?
Целостность функционирует национализмом? Целостность - это свойство, (состояние) как оно может функционировать? Явно не русский писал заголовок.
А эту свастику стоит сменить на другую... Хотя бы на Остинец или Посолонь ... Не наша она... не русская.
может подать убогому, если действительно это так, а не прикидывается....
хотя как я заметил мы часто с вами расходимся в политических взглядах на разных ветках, но тем не менее...
еще раз спасибо.
Всего доброго!..))
Он редко появляется, видимо, когда врач ординаторскую забывает замкнуть...)))
Барменталь налей прафесару!
Переход на личности - это признак человека, ума не далекого и скверного. Ну уподобляйтесь.
Ну да ладно. ( мы же не блондинки тут сучиться) По существу:.
- про заголовок я уже говорил.
по теме статьи : рационально, но оформлено топорно. Ощущение, что красивых и умных слов много, но они почему-то не "цепляют", а наоборот отторгают. Я понимаю, что стилистика выдержана в немецком духе ( но это стилистика больше похожа на Rainsonement умничанье по Гумбольду)... Много пафоса, много риторики, но нет конкретики.
В чем состоит русский национализм, чем он отличается от немецкого, чем национализм схож, а чем разхож с марксистским интернационализмом.... Термин политический национализм ( или у warewolfa0001 - цикл формирования политический наций) - это откровенный бред. Политическим может быть расслоение на классы, а не на нации, национальности или народы и этносы...
Нет политических этносов, наций, народов.
(с) нации формируются в ответ на внутренние вызовы или потребности.
Еще один бред. Назовите такую нацию, которая сейчас формируется от внутренних потребностей и вызовов. Имя этой формирующейся нации?
Когда кажется - бабка крестится. Потому, как (с) сохранение власти народа, населяющего страну, над имеющимися ресурсами и территорией и, возможно, стремление к большему экономическому и политическому влиянию.. - еще один бред. Бред именно потому, что автор ( волк войны как я понимаю) противоречит сами себе: смешивая два понятия: народ и нация.
Вы уж как-то определитесь: либо речь идет о контроле нации за своей территорией, либо народа...
И решение любого национального вопроса нужно начинать с экспансии языка на новые территории и укрепления языковой среды, на уже имеющихся территориях, а не рассказывать байки о глобализации и роли "циклов формирования политических наций"...
Вам до национализма еще расти и расти... а вы про тапочки тут рассказываете. Назвать чурку черном, или чуреком - это еще не национализм.
Во многом полек Кампинский прав. С его доводами трудно не согласиться.
Но он назвал себя русским,значит так это и есть. Кем себя человек чувствует,
там и судьба его.