Южная Корея – опыт протестного движения.

На примере Южной Кореи мы видим, насколько сложен и долог переход государства от авторитаризма к настоящей демократии. Но, он того стоит.

Мой интерес к истории Республики Корея возник почти случайно. Решив поупражняться в разговорном английском, я оставил на одном из сервисов Skype свой адрес, а через некоторое время со мной связался корейский студент, кажется его звали Хо. Признаюсь, я не сразу научился понимать его речь, эмоциональную и полную незнакомых интонаций. Но когда понимание пришло, разговор становился все более интересным. Как-то в беседе Хо мне сказал:

- Моя страна не всегда была такой, как сейчас. Она стала такой благодаря смелым студентам, которые много лет боролись за свободу.

Эта фраза меня заинтересовала, и я начал читать все, что попадалось мне по истории Южной Кореи.

Конечно, я и раньше слышал про студенческие волнения в Корее, но на тот момент аналогий с протестным движением в России у меня не возникало, да и особых протестов у нас еще не было.

Протестная активность в Южной Корее зародилась еще в 60-х годах прошлого века, но реальный переход к демократии произошел лишь в 1993 году. Пиком протестов стали события в Кванджу в 1980 году, когда во время столкновения с войсками погибли сотни людей (по официальным данным 207 человек, по неофициальным значительно больше).

История Южной Кореи до 1993 года – это история диктатур и клептократий. После падения  в 1960 году режима Ли Сын Мана, погрязшего в коррупции и разворовывании казны, к власти пришел Пак Чон Хи, правительство которого руководило страной в течение 17 лет. После убийства Пак Чон Хи с 1980 г., страной управляло авторитарное правительство Чжон Ду Хвана, которое было свергнуто в июне 1987 г. Генерал Ро Дэ У, победивший на выборах в 1987 году, руководил страной до 1993 года, пока не был арестован по обвинению в коррупции. Позднее ему предъявили обвинение в измене во время событий в Кванджу. В августе 1996 года он был осуждён на 22 года тюрьмы (позднее наказание смягчили до 17 лет). Был амнистирован в начале 1998 года президентом Ким Дэ Чжуном.

За это время страна пережила шесть республик. Конституции, которые принимались одна за другой, лишь усиливали власть президентов-диктаторов: запрещались политические партии, студенческие выступления жестоко разгонялись, усиливалась репрессии, процветали слежка и тотальный контроль со стороны спецслужб…

Но, настойчивое протестное движение, в авангарде которого стояли корейские студенты, вывело страну из авторитарного прошлого.

На сегодняшний день  Республика Корея занимает 12-ое место в мире по объему торговли. Страна является одним из мировых лидеров в производстве электронной аппаратуры и приборов, автомобилей, кораблестроении. Валовый национальный продукт на душу населения вырос со 100 долларов США в 1963 году до более чем 28 000 долларов США в 2009 году.

История Южной Кореи наглядно доказывает, что настоящая демократия это не бардак, это порядок. И напротив, авторитаризм – родной брат коррупции, беззаконию и воровству.

Студенты – это не весь корейский народ и не его большинство. Корейские студенты были тем самым активно действующим меньшинством, которому удалось добиться позитивных изменений, необходимых для всего общества.

Протестному движению в России чуть больше двадцати лет. Его активность то снижалась, то возрастала. Оно затихало, менялось, эволюционировало. Большую часть 90-х годов протесты проходили под красными флагами и с требованиями возврата к прошлому. Шоковые реформы ударили по самой незащищенной части общества, поэтому лицо протестующего из 90-х – это лицо пожилого человека.

К 2011 году лица протестующих заметно помолодели. Представители сегодняшнего протестного движения не требуют добавок к пенсии или других социальных подачек. Их требования куда более зрелые: честные выборы, политическая реформа, освобождение политических заключенных…

Нынешняя российская власть оказалась не готова к подобному  повороту событий. Она привыкла откупаться, но не привыкла вести диалог на равных. Судя по первой реакции, протесты застали власть врасплох. Сначала ответом на требования было хамство, желание загнать «скот» в стоило, затем в ход пошли обещания и намеки, манипуляции общественным мнением, жалкие попытки дискредитации... Власть всеми силами пытается уйти от выполнения требований протестующих, все дальше загоняя себя в тупик.

У сегодняшней российской власти есть два варианта: скатиться от авторитаризма к диктатуре (в этом случае ситуация может перерасти в настоящую бойню), либо добровольно встать на путь демократических преобразований. Как будут развиваться события, увидим в самом скором времени. Ясно одно – мирное, но уверенное давление на власть должно нарастать, тогда все получится. У корейских студентов получилось.