Альтернатива... Тирпиц и Россия.
На модерации
Отложенный
Ни разу не являюсь поклонником жанра романов в жанре "альтернативной истории", а из того, что есть на прилавках, могу сделать вывод, что тема Первой мировой войны нашими "альтернативщиками" почти не затрагивается.
Дарю сюжет. Я уже писал про то, что в 1925 году в СССР вышел сборник трудов про Первую Мировую войну (переиздан в 2009 году под названием "Великая забытая война"), авторами которого стали офицеры Генштаба и генералы, перешедшие после Октябрьской революции 1917 года на сторону советской власти.
Там же имеется список военных деятелей Первой Мировой, составленный Евгением Ивановичем Мартыновым. Естественно, биографии немецких полководцев там тоже есть.
Вот что там написано про Тирпица:
Тирпиц (von Tirpitz), Альфред, гроссадмирал (Grossadmiral) род. в 1849 г. В 1889 г. в чине капитана корвета — организатор и инспектор минного дела. В 1895 г. — контр-адм. и нач. крейсерской дивизии. В 1897 г. — статс-секретарь морского ведомств В 1898 г. — прусский министр. В 1899 г. — вице-адм. В 1903 г - адмирал. В 1893 г. — член прусской палаты господ. В 1911 г. приобрел громкую известность в качестве создателя герм. военного флота. До него рейхстаг и слышать не хотел о сколько-нибудь значительной судостроительной программе, беспощадно урезывая все кредиты на флот. Сделавшись в 1897 г. ст.-секрет. мор. ведомства (мор. министр.), Т. сумел заинтересовать общественное мнение флотом, организовал агитацию Флоттенферейна по всей стране и уже 14 июня 1900 г. провел первый морской закон, давший правительству огромные полномочия. Этот закон определял на целый ряд лет вперед морские судостроительные программы империи, создание эскадр, снабжение, комплектование и развитие. На будущее время Рейхстаг отказался от вмешательства в морские бюджеты, оставленные на основании указанного закона. С этого дня началось необычайно быстрое развитие герм. военного флота, который уже через несколько лет занял в мире второе место после английского, постепенно догоняя его. Последнее обстоятельно возбудило сильнейшее беспокойство в Англии и было одой из причин, вызвавших мировую войну. С открытием военных действий Т. хотел дать главным силам англ. флота решительное сражение в открытом море. Он полагал, что немецкий лот, уступая англ. в числе боевых единиц и в артиллерийском вооружении, превосходил его по конструкции судов и подготовке личного состава, а потому имел шансы на успех и, во всяком случае, даже при своей гибели, нанес бы неприятелю огромный урон. Наоборот, германское правительство желало беречь океанский флот к моменту заключения мира в качестве аргумента при мирных переговорах. Не сумев отстоять свое мнение, Т. 17 марта 1916 г. вышел в отставку. Как известно, последствии по условиям перемирия германский флот был выдан неприятелю и был потоплен самими немцами.
Выйдя в отставку, Т. стал во главе т. н. отечественной партии (Vaterlandspartei); он считал главным непримиримым врагом Англию и был убежден в том, что она никогда не пойдет ни на какие соглашения, ибо ее цель заключается в полном разгроме Германии. В случае удачной войны Т. выдвигал необходимым условием мира приобретение побережья Фландрии, или, по крайней мере, занятие немецким гарнизоном порта Зеебрюгге и установление экономической связи с Бельгией, «свободной от Британского влияния». С другой стороны, Т. был горячим сторонником сепаратного мира с Россией, которую он всегда считал естественным союзником Германии. Условия такого мира представлялись ему в след. общих чертах: «Для стратегического обеспечения Вост. Пруссии от нападения мы могли потребовать линию Нарева и за это представить русским соответствующую часть Восточной Галиции. Австрия в случае нужды могла быть вознаграждена Ново-Базарск. санджаком в Албании. При нашем посредстве русские могли получить право прохода для своих военных судов через Дарданеллы, а в случае заключения с нами союза — о-в в Эгейском море. От Багдадской жел. дороги мы могли отказаться или предоставить русским участие в ней. Мы могли признать свободу действий русских в Персии и принять на себя уплату всех русских долгов Франции. Возможны были еще более благоприятные условия, если бы русским удалось устроить нам мир с Японией. Относительно Константинополя русские должны были понять, что мы не можем совершенно оставить турок; но мы могли обещать постепенно изменить нашу турецкую политику» («Erinnerrungen» 1919 г., стр. 270). Вообще он находил германскую политику перед мировой войной нелепой («blodsinnig») и возмущался тем что немцы и русские уничтожают друг друга на пользу Англии, которая сразу освобождается от двух самых опасных соперников. Т. написал: «Erinnerrungen» (Нов. изд. 1920 г.). С 1924 г. Т. — депутат рейхстага (националист).
Согласитесь, что для книг в жанре альтернативной истории вполне неплохой сюжет - Тирпиц приходит к власти в Германии, заключает мирное соглашение с Россией.
Россия получает проход через проливы, военно-морскую базу на островах в Эгейском море и Багдадскую железную дорогу.
Комментарии
Впрочем не менее интересный сюжет-союз РИ и Германии до ПМВ. Вот это было да!
а ещё лучше-РИ ни в каких союзах и вступает в войну на стороне явного победителя. Как США в ПМВ.
а ведь могла история России пойти совсем по другому пути. Не красной России, а той, нормальной более-менее.