Во время войны в наше село вслед за немцами вошла похидна группа ОУН и поставила старосту и сформировала полицию из наших.
В 1943 году, когда Красная армия гнала немцев на Запад и бои шли под Уманью в наше село прибыло подразделение каких-то украинцев, все они были в немецкой форме. Бабця говорила, что это были националисты, которые за вильну Украину.
В это время в селе действовала подпольная группа, в которой состояла и моя бабця, которая поддерживала связь с красными партизанами . Каким-то образом эта группа вошла в контакт с националистами ,те попросили помощи - они хотели уйти к партизанам. Чувствуя конец, товарищи патрийоты решили второй раз предать хозяев. Наши сельские женщины, которые были в этой группе, организовали канал перехода и потихоньку националисты по ночам стали пропадать из расположения части, которая располагалась в сельской школе.
Кто-то выдал ... свои, видать... и бабцю с двумя другими женщинами немцы арестовали, руками наших сельских полицаев. Арест происходил ночью и бабцю арестовывал далёкий родственник. Правда он сделал доброе дело - скинул с арестантской подводы в кусты бабушкиного 10-летнего сына и спас его.
В Гайворон есть два жутких двухэтажных дома, сложенных из гранитных камней, там сейчас живут люди, а во время войны там была тюрьма. Там сидела моя бабця, её допрашивал следователь немецкий - она притворялась , что ничего не знает.
Когда на очную ставку привели бандеровца, которому она помогли сбежать к партизанам, то жизнь зависела от его показаний. Но тот националист не признался и бабцю вместе с ним не расстреляли, но и не отпустили. Отправили рыть окопы.
Там в тюрьме бабця увидела и своего старосту и спросила: " Ну меня-то понятно за что арестовали, а тебя-то за что?". А он сказад, что его за "вильну Украину". Его тоже расстреляли. Там расстреливали каждый день в песчаном карьере. Мародёры лазили и снимали с трупов одежду, а потом продавали в Гайвороне на базаре. Одна женщина сидела вместе с бабушкой, её расстреляли, а потом бабушка увидела её жакет на одной женщине из села. Даже в потайном кармане фото детей сохранилось. Жуть...
Мою бабцю спасло то, что когда они были на рытье окопов - налетела наша авиация и стала бомбить - убежали конвоиры-бандеровцы и все арестанты... Их конвоир саматюкался и крикнул :" Убегайте, м ать вашу!". И сам побежал куда-то. Наши наступали и немцам было не до арестованных...
Бабця выжила... А её муж, мой дед, погиб на войне... Вот так переплетались судьбы - выживали кто как мог и одни помогали друг другу, а другие стучали немцам друг на друга. И хоть мужья воевали в Красной армии, а бежать помогали бандеровцам... Круговорот судеб...
Комментарии