Еврейский труд в Литве в 1941-1944


Скаут и переводчик: Tortilla
Страна: Германия
Издание: Nord-Ost Institut
Автор: Иоахим Таубер


Еврейский труд в Литве в 1941-1944 

Проект Северо-Восточного Института истории и культуры

В исследованиях холокоста основное внимание в Литве направлено прежде всего на акции уничтожения осенью 1941, при этом в последние года в фокус всё больше попадает участие литовцев в бойнях оперативной группы А охранной полиции и СД. Массовые убийства в Литве отличаются прежде всего стремительностью и динамикой процесса, а также участием в них местного населения. Уже до начала декабря 1941 большая часть литовских евреев пала жертвой групповых убийств. 


Вильнюсское гетто, вид снаружи. Слева член еврейской службы обеспечения порядка в гетто, справа литовский помощник-полицай
Автор неизвестен, Национальный музей Холокоста США, Вашингтон


История литовских гетто, напротив, хотя и задокументирована, но использование еврейской рабочей силы упоминается при этом лишь вскользь. На первый план выносят политику Еврейского Совета (Юденрат), ужасающие условия жизни , снова и снова проводимые в 1941 сортировки людей в гетто (среди жертв известные как "акции") и сопротивление немецким захватчикам и их местным пособникам.  

Основной темой этого проекта является работа, которую евреи из гетто выполняли для немецких и литовских учереждений. Ассортимент "работодателей" охватывал и служебные инстанции Вермахта, и охранную полицию, вплоть до немецкого гражданского управления и литовских органов власти, фирм и частных лиц.. Для того, чтобы наиболее эфективно распределять и использовать "человеческий ресурс", была разработана относительно дифференцированная система учёта и распределения еврейских рабочих. Организация происходила как в пределах немецкого гражданского управления, так и в самих гетто. Немецкой бирже труда были приданы и "отделы распределения рабочих нарядов" в гетто. 


Колонна рабочих возвращается в гетто. Каунас. Фотограф Георг Кадиш, фотоархив Тель-Авив 

До сих пор известно очень мало о возмещении за труд людей из литовских гетто. Как происходило начисление заработной платы, кому передавались деньги и какое значение они имели для инфраструктуры гетто - вот основные вопросы, на которые призван ответить этот проект. Наряду с организационно-исторической частью, речь здесь идёт и о личном опыте, приобретённом людьми на этих работах. Это было очень важно для еврейских рабочих, где и у кого они трудились. В зависимости от этого появлялись возможности приобрести дополнительные продукты питания или другие товары. Кроме того, разным было и поведение "работодателей". Спектр был широким: от обусловленной антисемитизмом беспощадности до полной незаинтересованности или, даже, определённой поддержки евреев.





Наконец речь идёт о значении трудовых нарядов в повседневной жизни гетто, поскольку "вынужденная общность" гетто находилась под их сильным влиянием. Жизнь вращалась в буквальном смысле этого слова, вокруг рабочего удостоверения, которое было основным документом в гетто.



Поле для дальнейших исследований представляют также отношения между литовцами и евреями. При этом видно особенно ясно, что еврейская точка зрения обусловлена тем, что в решающие моменты еврейской "истории боли и страданий" литовцы становились по отношению к ним преступниками. Это отражалось и в "трудовых нарядах": направления в немецкие органы и учереждения ценились больше, чем в литовские структуры.

Источниками для проекта являются прежде всего документы из гетто (материалы Еврейского Совета - Юденрат и личные воспоминания), немецких и литовских учереждений, сейчас хранящиеся в литовском государственном архиве. Наряду с этим задействованы и материалы Музея Холокоста в США, а также разрешённые к публикации личные данные, предоставленные еврейскими истцами в Федеральный социальный суд в ходе процесса о праве на получение пенсий, к которому автор привлекался в качестве исторического эксперта.

Список уже опубликованных материалов по этому проекту:

1. Иоахим Таубер, Литовское управление и евреи в Вильнюсе 1941-1943, в сборнике Йоганнес Хюртер и Юрген Заруцкий "Оккупация, сотрудничество, Холокост. Новые исследования о преследовании и убийствах европейских евреев", Мюнхен 2008



От переводчика: из аннотации к сборнику
"В условиях национал-социалистической политики уничтожения евреев, во всех частях оккупированной Европы это привело к гибельной связке коллоборанты-геноцид. Холокост приобрёл и без посторонней помощи необозримо гигантские масштабы, а помощь и кооперация местных бюрократов, полицейских и активистов-антисемитов, повысила эффективность немецких преступников. Однако далеко не всегда инициатива на местах исходила только от немцев. Знания об этом весомом аспекте истории Холокоста всё еще недостаточны и разрозненны, хотя в последнее время появилось много новых исследований, которые заполняют этот пробел"

2. Иоахим Таубер, К соглашению с трудным прошлым, в сборнике Арвидас Никшентайтис "Исчезнувший мир литовских евреев", Амстердам и Нью-Йорк, 2004



3. Иоахим Таубер, 14 дней в июне: коллективные воспоминания литовцев и евреев, в борнике Винцас Бартусевичус и Иоахим Таубер "Холокост в Литве", Кёльн 2003



4. Иоахим Таубер "Евреи, ваша история на литовской земле окончена!" Литва и Холокост в 1941, LKI, 2004

Оригинал статьи 

Фотографии размещены в тексте переводчиком