Человек и Город (4)

Ходил по городу, просто поискать то, что не замечал раньше.
Вышел к скверу Танкистов, и возле вечного огня застал смену почётного караула. Орёл продолжает сохранять традиции. Это всегда приятно.




Понаблюдал, как караульные сосредоточенно шагают, стараясь добиться синхронности. Контролирующий взгляд разводящего просто испепелял каждого сбившегося, как бы обещая тому кучу "нарядов вне очереди", по возвращении. Прохожие останавливались и наблюдали. Я фотографировал.

Знаменательное место... В своё время тут перестояло чуть ли не пол-города. Тогда это считалось почётным и важным. К тому же, для этого освобождали от занятий в учебном заведении, на неделю.
Я сам там провёл несколько дней, уже после школы. До сих пор помнится инструктаж и строевая подготовка. Нужно было учить историю Орла, боёв, и этого самого памятника. На инструктаже прапорщик строго предупреждал о появлении всякого рода "провокаторов", которые будут подходить и спрашивать различные даты и факты, касаемые истории города и ВОВ. И не ответивших ждёт занесение в некие "списки" и как следствие, позор на всю оставшуюся жизнь :) .

В том возрасте это впечатляло. Позора не хотелось... Мы учили историю, устав и стояли, вытянувшись, с автоматом на перевес, боясь пошевелиться, страдая то от солнца, то от дождя, то от чувства собственной значимости! Мы ощущали свой статус не ниже, кремлёвской охраны, и были готовы дать отпор любому иностранному шпиону, покусившемуся на памятник.

На 2-3 день появлялись обещанные "провокаторы"! В основном это были друзья тех, кто нёс караул. Некоторые из них сами раньше отстояли тут же, и теперь приходили отыграться.
О появлении на горизонте очередного "провокатора" обычно сигнализировал сдавленный шёпот кого-то из стоявших.

Что-то, вроде, "Припёрся, гад!", произнесённое, обречённым тоном, сквозь зажатые губы.

"Провокатор" приближался открыто, не торопясь, смакуя момент, с издевательски-гадостным выражением на лице. "Провокации" особым разнообразием не отличались...
Он подходил вплотную, в упор разглядывал стоявших, медленно обходил вокруг, а потом предпринимал попытку пощупать автомат или ущипнуть часового.

Двигаться нам запрещалось, но говорить было можно. Поэтому словесный ответ, на подобные поползновения, следовал незамедлительно:"Уйди, козёл! Пристрелю...". Автоматы были, хоть и тяжелые, но муляжные, поэтому угроза звучала смешно и неубедительно. "Провокатор" этого и ждал. Он обрадованно вскидывал брови и стараясь придать своему голосу начальственно-угрожающее звучание, заводил громкую тираду: "Что это вы, часовой, на посту разговариваете?! Устав не знаете? Ну-ка ответьте мне, что сказано в пункте №... Устава!".
В ответ снова слышалось сдавленное, без пауз :"Мы-тя-затра-с-Серым-после-урокав-паймаим-я-те-блин-всю-рожу-по-пунктам-распишу!!!" ... Ну и дальше, в том же духе. 

Но самые страшные были "провокаторы" неожиданные. Они подкрадывались со спины, незаметно. Ты стоишь неподвижно, размякнув на жаре, думаешь о чём-то своём, ожидая смену. Одним словом, полностью утратив бдительность.
И вдруг, над самым ухом, сзади, словно откуда-то из другого мира, раздаётся истошный, торжествующий вопль, скороговоркой:"АВКАКОМГОДУБЫЛОСНОВАНПАМЯТНИК ?!!!!!"

Ноги подкашиваются, сердце замирает и ты ясно осознаёшь, в этот момент, что "иностранные агенты" всё-таки добрались до тебя! :(

Вот такое веселое время было. Можете не верить, но я вспоминаю всё это с какой-то тоской даже. Всё это стоит того, чтобы быть сохранённым.