Перспективы турецкого экономического чуда

На модерации Отложенный

Знающие люди утверждают, что в стамбульских кофейнях, где принято обсуждать последние новости царит вполне оптимистичное настроение. «Турция не нуждается в Европе», - вот основная тема чайно-кофейных бесед.

В мировых СМИ все чаще появляется термин «турецкое экономическое чудо». И это не пустые слова: история успеха Турции – одна из наиболее заметных историй успеха последнего десятилетия. Экономические изменения в Турции весьма значительны. В 2001 году экономика этой страны была на грани коллапса: инфляция достигла 80 процентов в год, а турецкая лира обесценилась почти что вдвое. Банки закрывались, десятки тысяч предприятий обанкротились.

Сейчас от этих неприятностей Турцию отделяет уже более 10 лет. За это время ВВП страны и уровень её экспорта удвоились. При этом главными экспортерами турецких товаров стал малый и средний бизнес. По уровню иностранных инвестиций в экономику Турция занимает 15-е место в мире, причём их уровень неуклонно увеличивался даже в период кризиса. Турция продолжает оставаться привлекательной не только инвестиционно, но и туристически. Одним словом, в начале 21 века Турция достигла весьма существенных успехов.


Каковы же перспективы Турции в ближайшем будущем? Продолжит ли Турция движение вперёд или её, как и многие другие страны мира, ждёт стагнация или даже новый кризис? Какова обстановка в этой стране, традиционно оказывающей весомое влияние на всю мировую экономическую и военно-политическую безопасность?

Наиболее заметной тенденцией последнего времени является нарастание критики действующей турецкой власти со стороны оппозиции, что не может не оказывать определённого влияния на экономическую ситуацию в стране и на её международный авторитет.

Представители турецкой оппозиции считают, что, пробыв у власти в течение целого десятилетия, Партия справедливости и развития (ПСР) успешно переняла механизмы подавления, используемые его предшественниками. По словам профессора политологии Университета Bahcesehir в Стамбуле Ченгиза Актара, ПСР была на периферии политической жизни, а в настоящее время она находится в её центре. Партийцы ПСР решили остановить процесс реформ и начать наслаждаться жизнью».

Ситуация со свободой прессы в Турции также вызывает серьёзное беспокойство. Организация «Репортеры без границ» в ежегодно публикуемом «индексе свободы прессы» стран мира понизила рейтинг Турции до 148 места из 178 возможных.

В докладе организации говорится: «Судебной системой страны запущена волна арестов журналистов, граничащая с военной диктатурой. 99 журналистов находятся в тюрьме, около 60 процентов из них составляют курды».

По мнению оппозиции, в Турции создана тайная клика, состоящая из военных, полицейских и чиновников, занимающаяся убийствами и похищениями своих оппонентов. Критики нынешней власти утверждает, что правящая партия совершенно не заинтересована в искоренении данного явления, поскольку в подобных преступлениях замешаны сами её члены.

Эрдоган, чьи лозунги и заявления носят всё чаще популистский или откровенно националистический характер, проявляет себя сильным лидером. Воинственность Эрдогана делает его весьма привлекательным в лице рядовых граждан Турции, свою лепту в создание Эрдоганом образа защитника турецкого народа вносит и его непреклонная позиция по курдскому вопросу, и недавний жесткий ответ Франции в связи с известной историей о законе, касающегося признания геноцида армянского народа.

Главной причиной такого поворота политики Турции, по мнению европейских экспертов, является невозможность её скорого вступления в ЕС. Развитие либеральной демократии в Турции в последнее десятилетие, равно как и серьёзный экономический подъём, было связано в ожиданиями членства в ЕС. Осознание того, что присоединение вряд ли произойдет в ближайшее время, производит обратный эффект, заставляя турецкую власть действовать в имперском духе, завинчивая гайки, тем самым вызывая «праведный гнев» своих либералов.

Турецкий отказ (от) Европы компенсируется, по крайней мере психологически, путем расширения роли Турции на Ближнем Востоке: осложнением отношений с Израилем, вмешательством в палестинские дела, оказании помощи определённым силам в арабском мире.

Итак, окажется ли турецкий бум последнего десятилетия очередным пузырём? Несмотря на очевидное охлаждение отношений Турции с Евросоюзом, окраины крупных турецких городов сплошь заполнены цехами по производству мебели, обуви и текстиля. Кроме того, турки, которые, в основной своей массе, очень хорошо помнят о том, что являются потомками гордых осман, в своё время подмявших под себя едва ли не пол Европы, продолжат производить корабли и продукцию тяжёлого машиностроения, и слабеющая Европа им в этом не помеха.

 
Автор Павел Помыткин