История одной дружбы
Настоящая дружба между особями одного пола возможна только на равных, когда вам нечего делить и ты не чувствуешь общего превосходства над человеком или, наоборот, не ощущаешь некой своей ущербности перед ним. Примерно такой тезис сформулировала я для себя, анализируя многолетний опыт одной дружбы.
Была у меня подруга (назовем ее Сусанна), с которой мы жили в соседних подъездах и проучились вместе 10 лет. В начальной школе у нас с ней был полный мутуализм: рука об руку ходили на занятия, также возвращались домой, иногда сбегали с продленки. Я была выше, физически сильнее своей подруги, поэтому, когда кто-нибудь ее обижал, всегда приходила на помощь (и это мне нравилось).
До пятого класса мой дневник был гордым носителем пятерок, Сусанна же сразу заняла свою нишу (3-5-в зависимости от того, насколько хорошо удастся у меня списать). И эта медвежья услуга также подпитывала мое чувство удовлетворенности от приносимой пользы обществу. Подругу такое положение вещей тоже вполне устраивало, мы не ссорились, и жизнь была беззаботно прекрасна. Имея более активную социальную позицию, со временем я стала все ощутимее перетягивать одеяло на себя. Несмотря на то, что в нашей паре не было, согласно расхожему стереотипу, всенепременно страшной подруги, моя адаптация в любом коллективе проходила быстрее, забирая (не специально, конечно) часть сусанниного внимания себе.
Где-то в классе шестом, внезапно подкравшийся подростковый возраст, оказал первое влияние на наши дружеские взаимоотношения, которые стали постепенно все больше напоминать симбиоз с проскакивающим паразитизмом. Добрые одноклассники наградили Суссанночку кличкой "прихвостень". Полагаю, что именно в это время подруга стала в тайне испытывать ко мне негативные чувства, но виду особенно не показывала. Для меня в тот период на первый план вышло уже не стремление помогать слабому, а удобство (сейчас я уже расцениваю это как некую выгоду). Да, иметь подругу – удобно: всегда есть, с кем поболтать на разные темы (за несколько лет общего скопилось немало), всегда есть компания (для прогулок, поездок).
Иногда я ее вытаскивала куда-то, иногда она меня, казалось бы, идиллия, но нет. Стали появляться тревожные звоночки. Например, попав впервые в 13 лет в пионерский лагерь, я не потерялась, а стала встречаться с мальчиком, играть главные роли на всяких местных мероприятиях, в то время как Сусанна осталась незамеченной ни противоположным полом, ни вожатыми. Видимо, это и послужило основной причиной отказа ехать со мной в третью смену, однако, это меня не остановило и после, рассказывая о своем веселом августе, я заметила недоброе в глазах подруги, а затем и в ее поступках. Так, отстаивая в споре с кем-нибудь (в том числе и учителем) свою точку зрения и оказываясь в меньшинстве, я наблюдала, как моя доселе союзница резко меняла позицию, переходя на противоположную сторону со словами, типа: “а вообще, послушай, тебе правильно говорят, что ты не права”. Ничего удивительного, думалось мне, она же человек ведомый… Таким образом, дружба становилась все менее выгодным для меня предприятием.
После 9 класса я решила перейти в другую школу, Сусанна последовала за мной. Да, мы по-прежнему проводили много времени вместе, но наши отношения походили уже на некий комменсализм: подруга все также пользовалась любезно предоставляемыми мною знаниями, была в теме, благодаря моим хорошим отношениям с новыми одноклассниками и учителями. Для себя я решила, что нужно-таки доучить ее до 11 класса (жалко что ли, столько лет, столько сил).
Когда пришло время подготовительных курсов в ВУЗ, я метнулась в строну от замысленного совместного варианта обучения, но моя задумка требовала больших финансовых вложений, которые семья потянуть была не в состоянии, поэтому наши пути снова пересеклись, так и не разойдясь. Последний и сокрушительный удар по и без того шаткой дружбе нанес молодой человек, посещавший вместе с нами курсы и который, как выяснилось чуть позже, нравился Сусанне, но обратил внимание не на нее. В итоге судьба (или что-то там еще), наконец-то, развела меня и Сусанну, распределив по двум группам на потоке. Новые, разные компании, интересы стали нас отдалять, пока совсем не разлучили.
С тех пор мы не общаемся, а при редкой встрече перебрасываемся дежурными фразами. Она вышла замуж за своего первого мужчину и растит двух сыновей.
P.S. те, кого я могу действительно назвать своими подругами, появились уже позже Сусанны и они совершенно на нее не похожи, а я, в свою очередь, не могу позволить себе считать, что чем-то лучше или хуже них, что идет нашим взаимоотношениям только на пользу
Комментарии
Комментарий удален модератором