Гуантанамо: десятилетие американских пыток
На днях узаконенные американские пытки перешагнули свой десятилетний рубеж. Первые 20 заключенных, захваченных американскими военными в рамках глобальной войны с терроризмом, были доставлены на базу ВМС США Гуантанамо на юго-востоке Кубы 11 января 2002 года. С тех пор из «лагеря временного содержания на открытом воздухе» тюрьма превратилась в полноценное пенитенциарное учреждение. В этих застенках побывало около тысячи человек из 23 стран мира в возрасте от 25 до 62 лет.
По официальной версии в стенах Гуантанамо находятся люди, захваченные в ходе антитеррористических операций США в Афганистане и Ираке. В изоляции они тщательно «проверяются» на предмет связей с «Аль-Каидой», движением «Талибан» и другими организациями, которые американское правительство считает террористическими. Все задержанные и доставленные на Гуантанамо лица подлежат суду специальной военной комиссии, а их статус «боевика» определяет особый трибунал и бессрочное заключение.
Методы применяемых американцами «проверок» неоднократно подвергалась критике со стороны правозащитных организаций и мировой общественности. Многие заключенные после освобождения из Гуантанамо утверждали, что подвергались в тюрьме жестоким пыткам. Правительство США впоследствии признало, что к заключенным применялись запрещенные методы дознания, такие как лишение сна, воздействие экстремальных температур, громкая музыка и имитация утопления. Однако Пентагон заявил, что подобное отношение к заключенным нельзя считать бесчеловечным. Кроме этого военное руководство считает вполне законными казни заключённых, которые дали признательные показания под пытками.
За колючкой Гуантанамо от «демократического» произвола США страдают в основном не приверженцы террористических идей, а совершенно случайные люди. Показательна судьба суданского журналиста телеканала Аль-Джазира Сами аль-Хаджа, который был заподозрен в терроризме и угодил в тюрьму в 2001 году. По его словам, уже на базе Баграм американские солдаты длительное время подвергали его жестоким пыткам (регулярные избиения, сексуальные домогательства, угрозы изнасилования, многочасовое стояние на коленях, травля собаками). Однако, основные пытки над ним продолжились после перевода на Гуантанамо: ему не давали спать, избивали, не оказывали медицинскую помощь. 1 мая 2008 года он был отпущен и отправлен в Судан, гражданином которого он является. По договорённости с США власти Судана согласились запретить аль-Хаджу работать журналистом и покидать пределы государства.
С подобными Гуантанамо секретными тюрьмами ЦРУ не смог справиться даже Барак Обама. В январе 2009 года он собственноручно подписал указ о закрытии тюрьмы на американской базе и введении моратория на начало новых процессов по делам заключенных Гуантанамо в военных судах. Но даже после подписания документа ни одного из заключенных из базы Гуантанамо на Кубе так и не перевезли на большую землю.
Американский Конгресс, выступил против намерения администрации судить заключенных Гуантанамо в США и содержать их в местных тюрьмах, заблокировал выделение средств на их транспортировку, а также жестко ограничил их перевод в другие страны. Обама так и не сдержал обещания закрыть тюрьму и не сумел наложить вето на закон, который вводит запрет на перевод заключенных с Гуантанамо в американские тюрьмы. Эти обстоятельства продлевают на неограниченный срок пребывание узников в тюрьме и предписывают рассмотрение дел большей части подозреваемых в терроризме в военных трибуналах.
В марте 2011 года президент США утвердил окончание моратория на проведение военных судов над узниками Гуантанамо, что стало сигналом к тому, что военная тюрьма, которую он неоднократно обещал закрыть, просуществует еще какое-то время.
Противники закрытия военной тюрьмы ликовали, ведь больше всего они боялись, что после ее ликвидации придется перевезти на территорию США множество опасных преступников. Кроме того, рассмотрение их дел в федеральных судах США подразумевает соблюдение всех норм американского правосудия, поэтому многие из заключенных военной тюрьмы могут оказаться на свободе только лишь из-за недостатка улик.
МИД России по поводу окончания моратория заявил о том, что «171 узник по-прежнему содержится в «правовом вакууме» и полном неведении о дальнейшей судьбе. Причем уже год союзники США отказываются принимать у себя гуантанамовцев, ссылаясь, в частности, на отсутствие прогресса в свертывании тюрьмы. Такая ситуация беспрецедентна в новейшей истории и вкупе с тем, что в аналогичных условиях в Афганистане содержится порядка 3 тыс. человек, свидетельствует о грубейших нарушениях Соединенными Штатами международного права», - отметило российское внешнеполитическое ведомство.
За десять лет функционирования американской спецтюрьмы через Гуантанамо прошли 779 заключенных так и не получивших статус военнопленных. Порядка 600 из них были освобождены, отсидев длительный срок без предъявления обвинений. Восемь умерли, шесть осуждены военными комиссиями. Многие прошли через горнило «демократических» пыток. Пристрастие американских и британских солдат снимать все происходящее на видео помогла раскрыть уголовные нарушения на военных базах и в тюрьмах на Ближнем Востоке. Причем военнослужащие методично фиксировали не только издевательства над узниками, но и свои аморальные развлечения.
Из 171 заключенного, которые в настоящее время содержатся в Гуантанамо, 89 признаны «подлежащими освобождению», но они все еще несвободны.
Лишение свободы без права на справедливое судебное разбирательство – выбор самой «демократической» страны мира, а военная база на территории Кубы увековечена кадрами пыток. Видимо не зря издевательства и бессрочное содержание узников навсегда останутся синонимами «борьбы» американской империи с международным терроризмом.
Комментарии