Русские как планетарная сила
На модерации
Отложенный
Русские как планетарная сила
Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» обрубает два убийственных для самоопределения русских конца. Один конец бесконечных попыток сформировать из русских и «росеян» (помните ельцинский новоязовской вопль «расеяне!..»?) культурную нацию в западном смысле и одарить русских национальной росеянской идентичностью. В ответ на первый направленвторой конец вечно подросткового задора т.н. «русских националистов». Вместе – эти два тупиковых пути в равной мере стирают самоопределение русского народа как самостоятельной духовной планетарной силы.
Историческое самосознание – это ступень для продвижения и конкретной личности и народа по восходящему тренду к следующей ступени. Понимание истории неразрывно связано с перспективным видением следующего шага действия.
В чём эта следующая ступень русских, соизмеримая с их тысячелетней историей?
Да, исторически русские выстраданы как самостоятельный строящий свой Мир народ. Но вызов-то в другом. Можем ли мы быть планетарной цивилизацией, ведь без этого нам не быть русскими. А тут вступают в силу уже и цифры – народ меньше 200 миллионов не имеет перспектив достичь миллиардной численности, выступая как самостоятельная цивилизационная сила. Две мировых войны двадцатого века подкосили репродуктивные силы русских. Навсегда ли? Но именно сюда-то русских и не пускают. Жизнестратегия русских лежит именно в этом – в формировании русского миллиарда и в переосвоении всей страны. Но вместо этого высшие чиновники предлагают утроить за счёт Большой Москвы численность вздутого мегаполиса, всасывая и разрушая поселенческие структуры по всему пространству за исключением десятка мегаполисов-миллионников (планы Набиуллиной).
Всё в статье В. Путина сказано верно, если её рассматривать как труд «яйцеголового» профессора – действительно русские формировались в мультиэтнической поликонфессиональной общности, взяв на себя задачи государственного служения. Но это было в прошлом, а что сейчас?
Соблазн русской партии из СССР (от Распутина через Астафьева к Севастьянову) в период Перестройки и после заключался в том, чтобы убедить русских в том, что они истратились, устали, и им надо отдохнуть, перестать строить планетарное целое, поворачивать реки, осваивать Марс. Главное, надо добиваться, чтобы в Правительстве было как можно больше этнических русских.
Но как снять с себя эту усталость – удариться в обвинительство всех и вся, якобы обманувших русских? Закрыться от мира? Начать строить русский капитализм, в период, когда американскому финансовому империализму приходит конец? Что может быть более абсурдным?
Тема национальной политики и самоопределения русских предполагает окончательное отбрасывание западных стереотипов на основе их детального знания.
Бесполезно подравнивать Россию и русских под Евросоюз и Америку. У нас другая судьба и другое назначение. Россия, несмотря на увеличивающиеся миграционные потоки, не является страной иммигрантов, поскольку могилы наших прадедов на территории России, а не за океаном. У России есть традиция единой тысячелетней государственности, которая не распадается на произвольные государственности составляющих частей. В случае стресса и кризиса эти части в единый организм не соберёшь. Формирование нового Евразийского государства, которого не было, предполагает вступление в органические связи и новое породнение с братским тюркским казахским народом, со всеми другими народами. У нас не может быть и задачи формировать на территории России моноэтнические хозяйственные анклавы в форме культурно-национальных автономий, отдавать этническим мафиям целые отрасли производства.
Цивилизационное государственное служение русских нельзя свести к диалогу цивилизаций. В диалоге это цивилизационное самоопределение может быть предъявлено, но к самому диалогу ради бесконечного диалога оно не сводится. Цивилизационное служение русских – это продвижение по восходящему цивилизационному тренду всей планеты. И русские благодаря русскому космизму знают не только направление движения, но и очень конкретные управленческие механизмы этого хода. Для этого надо определиться, как мы будем формировать сообщество государств, реализующих единые принципы развития, что мы будем производить, что у нас, кроме нефти, вынужден будет покупать весь мир. Вместо американских прав и свобод человека нам придётся формировать право каждого народа на развитие в отличие от экономического роста.
Важно понимать, что из этнического, конфессионального, гражданско-политического самоопределений не рождается цивилизационное продвижение русских. И более того, цивилизационное продвижение выступает взятой на себя задачей для выявления «соли» и «цветности» этих важнейших определённостей русского народа. Православное служение, тысячелетний русский язык и чувство справедливости к каждому народу и человеку земли нужны для того, чтобы складывать процессы планетарного развития, двигаясь по восходящему планетарному тренду.
Гражданским патриотизмом русскость не вытравишь. Её вообще невозможно и, главное, незачем вытравлять. Ей надо попросту дать стратегический простор, волю, большое планетарное дело. Именно для этого стране нужен лидер. Не получится и в очередной ряд уповать на то, что «Господь всё устроит». Он устроит, если мы как семижильные будем тянуть лямку в нужном направлении. Без этой общепланетарной цели, на которую необходимо быть нацеленным, ничего не получится.
Эта планетарная цель очень конкретна: новый молодёжный русский город («умное» поселение), новые кластерно организованные индустрии – типа импульсно-периодического лазера (и много других типов индустрий), трансевразийский коридор развития от Японии до Дублина в виде инфрастурктур 3.0.
Два замечательных российских мыслителя, к сожалению, рано умерший, Вадим Цымбурский и удивительный по тонкости выражения китаист-философ Владимир Малявин с разных сторон выразили архетипическую идею российской цивилизации: островность и пустотность.
Идея России как острова говорит об её принципиальном социо-культурном отличии от всей материковой трансатлантической цивилизации. Идея пустотности, незаполненности огромного пространства России ставит русского человека перед необходимостью в это пространство входить и его заполнять. Русский человек изначально одарён осознанием неповторимости собственной страны в историческом времени и необходимостью подвижнического труда в огромном пространстве.
И обо всё этом следует размышлять философу.
Но от политика требуется совсем другое, чем от философов – зажечь искру пассионарности, чтобы русскому человеку в историческом времени и в пространстве России захотелось жить, увеличивать численность семей. Это желание жить связано с достижением конкурентных сложных невыполнимых задач, которые русские люди всем Миром (включая и ушедших от нас) будут оценивать. Поскольку русский человек – этот тот, кто умеет сделать невозможное.
Политик должен будить жизнестратегию народа, поэтому всякий политический лидер – это всегда ещё и военноначальник, и судья, и целитель. Он формирует кадровый проект (войско), острее других чувствует несправедливость и даёт жёсткую оценку сделанному, и знает как залечить раны народа.
Под оценку реализуемых дерзновений, а не удушение созидательного порыва, должно формироваться правительство. Где грандиозные планы и замах правительства? Перед нами по-прежнему «похлёбка выживания».
Конечно, поддержка созидательного дела – это также и специальная культурная политика, которой у нас нет. Оглупляющее телевидение нацелено на разрушение всякой искры самосознания. Российский кинематограф не имеет стратегической задачи и ценностной программы. Какие ценности утверждает наш кинематограф и наше телевидение: дешевой занимательности и разнузданности инстинктов? Н.А.Нарочницкая права: деинтеллектуализация страшнее деиндустриализации. Но потеря духовной устремлённости на осуществление Большого настоящего Дела страшнее деинтеллектуализации. Если нет Большого Планетарного Дела, зачем интеллект? Бабки считать? И русские застыли перед духовной бездной: потеря миссии и цивилизационного Дела равносильна изничтожению русскости. За этой чертой только толкотня за блага усреднённых до среднего класса представителей разных народов.
Русские стеснены даже в столице своей страны, поскольку они не хотят осуществлять государственное служение и строить в соответствии с традицией новую государственность переосвоения страны и технологического цивилизационного рывка. Без этой миссии государственного строительства они не интересны другим этносам России. Они превращаются в нахлебников и обывателей, у которых другие братские народы России отбирают блага, превратившись в конкурентов. Вместо планов по переосвоению постсоветского пространства и определения функций в этом создании Новой Большой Евразийской страны, которой не было, интересы нынешней Москвы на постсоветском пространстве представляют олигархи и экономисты–либералы, которые хотят захвата активов. И здесь желанием превратиться в потребляющий средний класс не поможешь.
Без жёстко сформулированных прорывных задач русские обречены на коллапс, где формой защиты против обывательского вороватого государства становится национализм. В отсутствиежёстко сформулированных задач и сформулированных критериев выполнения этих задач обогащаются и растаскивают раздаваемые Путиным миллиарды те, кто ближе к Путину. «Тот, кто ближе к Путину и смел, тот и съел».
Должно же быть по другому – жёсткая справедливая оценка деяний подданных должна оставлять вокруг политического лидера свободное незаполненное пространство. Тот, кто ближе, тот больше рискует понести наказание за невыполненную задачу, а отнюдь не больше вырвать для себя.
Поэтому проблема не в национализме и этнизме – а в отсутствии справедливости. Егор Свиридов был убит не по этническому признаку и люди вышли на Манежку не по этническому признаку, а чтобы восстановить справедливость и остановить продажность госчиновников. Бациллы нынешнего «русского национализма» – в отсутствии предложения Путиным трансэтнического цивилизационного русского проекта и русского кадрового ядра, обеспечивающего формирование разноэтнической гвардии единомышленников, в которой лучшими русскими могут оказать и евреи, и татары и чеченцы и ханты. И так в России было всегда.
Разве миссия Президента в том, чтобы раздавать триллионы?
Интересно, что Иммануил Валлерстайн объясняет вспышку исламского фундаментализма арабов в 90-х вычёркиванием их из Вашингтонского консенсуса и превращением в пыль для золотого миллиарда после развала СССР, где их учили и помогали создавать институты промышленности, образования, науки. Но сейчас на дворе Пекинский консенсус с объявлением Лондонским Сити юаня новой резервной валютой (см. книгу Stephan Halper The Beijing consensus) и арабская «зимовесна».
В этой ситуации нам необходим не рассуждающий о русских Путин, а Путин, ставящий планетарные цели по-русски, в соответствии с тысячелетней традицией. Нам нужен Путин, инициирующий формирование класса Razvitiye.
Опубликовано в ЖЖ «К обществу развития. Рождение класса развития»
Комментарии