Для кого правительство РФ установливает веб-камеры на избирательных участках: эксперты

На модерации Отложенный

В России началась установка веб-камер на избирательных участках. Первая веб-камера установлена в присутствии министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щёголева на избирательном участке в Великом Новгороде.

Убедит ли установка веб-камер на избирательных участках оппонентов Путина в том, что он победил в первом туре без фальсификаций?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Избирательные процессы уничтожают огромную часть сырьевого российского бюджета. Эти деньги могли бы пойти на более полезные вещи, в том числе на оборону, а идут непонятно на что. Сегодня – на видеокамеры, которым заранее не верят те, кто не верил в прозрачность выборов и безо всяких камер. Китай, производящий эту технику, хорошо заработал на российских выборах. Завтра китайцы будут делать и саму бумагу для бюллетеней, а потом и в целом их контролировать.

Скоро у оппозиции возникнут и другие практические вопросы. К примеру: а надо ли вешать видеокамеры на голову всем членам ЦИК, ведь их деятельность также должна находиться под круглосуточным контролем общества, особенно в день голосования и ночь подсчёта голосов? А надо ли устанавливать камеры в машинах, квартирах и офисах главных кандидатов? Стоит ли ввести два бюллетеня на одного избирателя, чтобы второй, контрольный бюллетень, опускался не в государственную урну, а в общую «урну наблюдателей»? И т.п.

И вообще, чем больше процесс голосования переходит в кибер-формат, тем в принципе в него меньше веры. Достаточно сравнить две урны, деревянную и электронную. Как ЦИК докажет, что кто-то где-то в Москве не нажмёт всего лишь одну клавишу на клавиатуре, чтобы электронная цифра, поступившая из КОИБов со всей страны не приняла, в одну секунду, нужный вид? Таких доказательств нет, тем более что защита от хакеров требует повышенной защиты этой сверхзакрытой системы. Над этим узким местом пока что никто не думал, но скоро эта проблема встанет в полный рост. Путь в электронику, в данном случае – это путь в никуда. Бюллетени из деревянной урны можно хотя бы пощупать, пересчитать, – здесь щупать будет нечего.

Надо сказать, что около года назад я ставил все эти вопросы на заседаниях Общественно-консультативного Совета при ЦИК, однако к ним, своевременно, никто не прислушался. Сейчас поезд ушёл дальше, чем можно было бы тогда подумать.

Чем больше власть, идя на поводу у либералов, будет стремиться к различным видам и типам доказательств легитимности выборов, тем меньше, по известному закону психологии, население будет им доверять. «Ты сказал – я поверил; ты повторил – я засомневался; ты стал настаивать – и я понял, что ты врёшь». Эта формула работала всегда.

Гарантией того, что люди не станут интересоваться процессом подсчёта голосов, является избирательная кампания нового типа, которую может продемонстрировать кандидат Путин. Пока у него ещё есть время понять, что камеры ни от чего не спасают и ничего не гарантируют. Если будет всё как всегда, толпу настроят как надо.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Вэб-камеры небесполезны. И по процедуре выборов, и по итогу. Если бы мне заказали "взлом выборов", то сложно было бы сделать "вбросы" в поле работы камер. Пришлось бы в транспорте или в конечной точке подсчётов. Что крайне сложно технологически, навешивает цепь из статей уголовного кодекса и многократно повышает расходы, тем самым делая задачу "победы считающих над голосующими" практически нереальной. Но камер должно хватать на всех членов избиркомов, включая их одежду, обувь и все места, где могут прятаться "вторые комплекты" документов.

Особенно полезны камеры на судах впоследствии, когда можно не только догадаться о вреде, но и доказать его.

Но оппонентов Путина ничто не убедит. У них работа такая, пренебрегать судами вообще. Естественно, что на камеры им плевать, если это вэб-камеры, а не камеры в Чернокозово. Им нужны волнения, и за дымовой завесой волнений - перекупка силовиков и региональных элит. Чтобы потом пустить их же на фарш для прокорма электората, а пока электорат будет радоваться - слить государственность страны и хапнуть её земли и недра вместо народа, как они уже пытались сделать в 90-е и почти сделали это с промышленностью, включая стратегическую.

Оппонентов Путина могут убедить лишь иные оппоненты Путина, со строевой выправкой и тысячелетней традицией служения Руси. Если их долго доставать, они, как в анекдоте, зайдут в помещение со спорами и раздорами ещё и с автоматами, и спросят: "Где тут Путин?", а потом скажут : "Вова, пригнись"... Ну а потом - поддержат за обе руки так, что ему придётся 12 лет работать президентом, и из них половину срока - самой могучей и богатой державы мира.

Но мне кажется, что обществу будет не до оппонентов Путина. Они предсказуемы и многие из них скучны. У них нет идей и программ на уровне базовом, сёл и районов. У них нет сетей влияния в каждом учреждении. Не накопили они столько "душевности", чтобы реально и зримо превосходить имеющуюся государственность. Они в любую секунду могут передраться между собой, а винить в этом - желавших посмотреть на их митинги. Они могут покосить зевак, чтобы приписать это "погонам". В общем - они могут, что им угодно, кроме превосходства своих достижений над нынешними государственными. И пока оппозиция не превзойдёт власть широтой и глубиной охвата умов, (как это удаётся Церкви) пока она не сделает сводные оперативные, тактические и стратегические планы, пока программы оппозиции в части финансов, патентов и инвесторов не будут лучше власти - оппозиция будет выглядеть деструктивной.

Николай Лагун, политолог:

Смотря каких оппонентов. Оппонентов Путина убедит всё, оппонентов же Путину не убедит ничего, они только могут смириться под грузом аргументов. Ведь необходимо уяснить, что оппозиции нужны власть и деньги, а всевозможные лозунги и другой пропагандистский инструментарий - всего лишь оружие для достижения цели.

Это касается не только антиПутинской оппозиции, а любой другой. Так что веб-камеры, как и всякие иные аргументы, задуманы не для оппозиции, а для электората. Modus operandi персоналий, стремящихся во власть, происходит из различных способов выехать на чаяниях  народа в собственное светлое будущее.

Лучше  ничего не придумано, и единственным индикатором дееспособности кандидатов на высшую власть является не изощренность  критики, а способность презентовать точный и обоснованный, а не популистский, механизм оптимизации и реформирования.

Что касается оппозиционеров Путину, не  один год вопящих и обличающих, причём из многих и разных пунктов планеты, то ничего путного они не предложили, кроме голых лозунгов. Особенно если учесть факт того, что ни сами эти оппозиционеры, ни их спонсоры и покровители, не имеют ни одного прецедента оздоровления России, как раз совсем наоборот.

Александр Белковский, журналист:

Обратите внимание на следующий пассаж:

«…камеры на участках будет устанавливаться таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования: одна камера будет показывать общий план избирательного участка, а вторая — урну для голосования, причём, таким образом, чтобы было максимально трудно видеть лица голосующих».

А теперь перенесёмся мысленно в город Комсомольск (Украина) с населением 54 тыс человек. Выборы в городской совет 31 сентября 2010 года.

Перед выборами лакеи украинского олигарха Константина Валентиновича Жеваго разнесли по домам (в городе 227 многоэтажных домов) продуктовые наборы (гречка, сахар, вермишель, подсолнечное масло). А черту подвели 7 тысяч работников Полтавского ГОКа (владелец - Ferrexpo AG, 97,3% акций, контролируется через Ferrexpo plс и Fevamotinico Константином Жеваго).

Каждый избиратель получил на работе 100 гривен и ещё 100 гривен – при выходе из избирательного участка после предъявления снимка избирательного бюллетеня, сделанного «мобилкой» (всего около 25 долларов). Несмотря на многочисленные звонки граждан в милицию, та не прореагировала. В результате сегодня большинство в Комсомольском городском совете представляют «народные избранники» Жеваго.

Вопрос: Зачем тратить 13 миллиардов рублей на «прямую демократию», если львиная доля фальсификационных таинств совершается в кабинках для голосования?

Систему надо менять!

Александр Хохулин, журналист:

Не убедит. Ругать Путина в России стало модным, а мода часто бывает иррациональна. Тем более не убедит Запад, потому что он как раз вполне рационален и ему не понравятся любые выборы, в результате которых Россия станет сильнее. Хотя не все в России модники и не всё Западу Масленица. Камеры ставить нужно...

Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):

Методы политического пиара таковы, что если оппонент сказал, что 2х2=4, то надо списать это на происки Госдепа (гэбни, Моссада, Ротшильда — нужное подчеркнуть). Так что, тех, кто против Путина, не убедит и ангел Господень или Валаамова ослица.

Ключевые слова: Александр Белковский, Юрий Юрьев
Лагун Николай, Трофимчук Григорий , Хохулин Александр, Штайсслингер Даниэль