Гимринский синдром

На модерации Отложенный


Унцукульский район Республики Дагестан на прошлой неделе вновь оказался в центре внимания средств массовой информации. Одно из сёл района-Гимры- неоднократно становившееся и ранее объектом масштабного прессинга со стороны силовых структур и на этот раз подверглось тотальному произволу. Другие населённые пункты района оказались в стороне от развернувшихся спецмероприятий, хотя контртеррористическая операция, по словам силовиков, охватывает весь район.

До полутора тысяч человек личного состава и более 50 единиц бронетехники вошли в Гимры в понедельник,9 января, и расположились, разбив палатки и организовав полевые кухни, в самом селе и в его окрестностях. В операции участвовали части внутренних войск и сотрудники МВД и УФСБ РД. Жителям одного из крупнейших населённых пунктов Дагестана было суждено испытать на себе в очередной раз все прелести произвола и насилия силовиков.

«Зачем вы мучаете население. Ловите бандитов, но не трогайте мирных гимринцев- возмущался один из местных стариков проводимой силовой акцией- если бы вы знали, что у нас есть оружие, то близко бы не подошли. Вы показываете себя героями перед людьми, у которых нет даже ножа».

На целую неделю Гимры оказался в блокаде. В первые дни был запрещён даже выезд из села. Закрылись магазины, возникли трудности с работой школы, так как перепуганные дети отказывались идти в школу. С 8 вечера до 8 утра был установлен комендантский час. Сразу же с момента ввода войсковых и полицейских подразделений в село начались обыски домов, порою продолжавшиеся круглые сутки. Люди не могли выйти в туалет, совершить намаз и другие неотложные действия.

Гимринцы, наученные горьким опытом предыдущих спецопераций, вели себя предельно корректно и даже оказывали содействие в проводимых в селе мероприятиях. Однако для них оставалась непонятна подоплёка очередного столь массированного применения репрессивных мер в отношении них. Чем они провинились перед властями? Об этом никто не знал достоверно. Строились лишь догадки.

Официальной целью спецоперации была объявлена поимка группировки НВФ во главе с Ибрагимом Гаджидадаевым, но действия силовиков говорили совершенно об обратном. Не проводились прочёсываний местности и другие аналогичные мероприятия для поиска НВФ и все проводимые действия силовиков сосредоточились исключительно на частных жилищах и законопослушных гражданах. При этом о проведении спецмероприятий жители знали заранее и естественно, что даже если в селе находились какие-либо преступные элементы, то они во время ретировались. Ведь режим КТО, по информации УФСБ РФ по РД, введён в районе ещё в середине декабря прошлого года.

Сasus belli

«Главная цель этой акции-провоцирование местного населения на ответные действия, чтобы был повод для более жёстких мер в отношении жителей села»-считает один из гимринцев. И в пользу этого утверждения говорит многое.
Первый вопрос при входе в дома гимринцев силовиков касался наличия исламской литературы, изымались компьютеры, подключенные к Интернету, постоянно сыпались оскорбления. Мужчинам задавались вопросы по поводу того, почему они носят бороды. «Меня обыскивали то ли пять, то ли шесть раз-говорит Абдулаев Шапи, 80-летний старик-гимринец-и ничего не нашли предосудительного. В 2008 году было похуже.Я не знаю, что они от нас хотят». Но и на этот раз просто перечисление всех фактов произвола силовиков заняло бы немало места. Во время обысков домов, зачастую учинялся полный разгром имущества: ломались двери, выбивались окна т.д. В одном из домостроений даже сняли ламинат. При этом обыски одного и того же домовладения проводились по нескольку раз.
В приватных беседах с жителями села силовики высказываются более открыто о причинах такого предвзятого отношения к их селу: « Выгоните из села нескольких одиозных личностей, которые на слуху, как причастные к террористическому подполью, и вас не будут трогать». То есть получается, что собственный непрофессионализм правоохранительные органы стремятся компенсировать массовыми репрессиями против населения.
Во время КТО, которое проходило в Гимрах в 2007-08 г.г., вспоминали гимринцы, к тогдашнему главе села Абдуле Абакарову подошёл генерал Сергей Ченчик и сказал: «Я тебе объявляю войну» и повторил эти слова три раза. Открытую неприязнь к гимринцам выказывал и покойный министр Адильгерей Магомедтагиров. Выходит, целое село стало заложником настроений высших чинов правоохранительных органов. И при первой возможности они готовы выместить свои низменные чувства на 4-тысячном населённом пункте. «Пусть нас травят газом и уничтожат всё село, если мы не нужны государству»- в сердцах выкрикнул один из гимринцев на митинге протеста, состоявшемся 13 января. И такие пессимистические настроения, обречённость, характерны для многих жителей села. Многие из них психологически надломлены и не знают, что делать. Уповать на то, что власть хоть как то защитить, им уже не приходится. 



Застрельщики

Дагестанская полиция, особенно ОМОН, стала главным раздражителем для гимринцев. Более 30 дагестанских омоновцев, прикомандированных в Унцукульский район, проявили себя с самой неприглядной стороны. «У русских сотрудников более уважительное отношение к сельчанам»-дал свою оценку сотрудникам участвующих в операции силовиков один из жителей Гимры. 
Грубость и насильственные действия омоновцев едва не привело к трагедии. В пятницу,13 января, они принялись, как обычно, провоцировать местное население. При этом один из них схватил за сумку проходившего мимо школьника и хотел произвести его досмотр. Другие работники хотели забрать телефоны у идущих с Рузмана мужчин. В этот раз выдержка изменила гимринцам. Завязалась массовая потасовка. Несколько сотрудников было свалено ударами на землю. Остальные, перепугавшись, открыли беспорядочную стрельбу в воздух. Находившиеся в соседнем доме, где проходил тазият, около 50 женщин были напуганы этим, у нескольких из них случился гипертонический криз и им понадобилась врачебная помощь. Даже на следующий день при беседе с журналистами было видно, что женщины ещё не отошли от стресса.
В отместку омоновцы жестоко избили несколько человек, причинив им телесные повреждения. Одного из молодых людей избивало 20 полицейских в результате чего ему сломали руку и нанесли другие повреждения.

Массовый митинг на следующий день, на освещение которого были приглашены журналисты республиканских СМИ, стал ответом на произвол ОМОНа.
На митинге были выдвинуты требования к властям принять меры к наведению законности в деятельности правоохранительных органов, задействованных в КТО. В митинге приняло участие более 300 человек. Столь небольшое количество протестующих объясняется тем, что многие гимринцы уехали из села, опасаясь за свою безопасность. Прошёл слух, что село намерен посетить глава правительства РД Магомед Абдулаев, но он так и не появился.

Что есть КТО?
.
Возникает вопрос по поводу законности подобных силовых действий в отношении населения целых сёл. О соответствии закону действий силовиков пока никто даже не заикается, включая федеральные СМИ. Настолько стал обыденным для страны произвол правоохранительных органов.
Между тем, силовые мероприятия больше напоминают набеги и карательные экспедиции времён царизма. Подозрений, что силовая акция является несанкционированной и незаконной возникает много. Если почитать федеральный закон, регулирующий порядок проведения контртеррористических мероприятий ( ФЗ «О противодействию терроризму» № 35 от 6 марта 2006 г.), то там основанием введения КТО является необходимость в пресечении терактов, если иными способами его пресечь невозможно. Теракты в это время происходили совсем в других районах республики, но не в Унцукульском. Во–вторых, решение о введении КТО подлежат незамедлительному опубликованию с изложением перечня применяемых мер и времени ограничения, вводимых на территории КТО. Ничего из перечисленного в данном случае не было сделано. Обыски без санкций суда вообще не предусмотрены упомянутым законом. У силовиков есть лишь право свободного доступа в жилые помещения, то есть просто находиться в жилище, но никак не проводить процессуальные мероприятия там, при том без всяких на то оснований. 
Сама операция, скорее всего, проводилась без огласки и официального санкционирования, ведь о столь масштабных акциях согласно тому же закону должны быть уведомлены все высшие должностные лица государства, включая президента РФ. Но даже официальное информационное агентство республики РИА Дагестан и сайт президента Дагестана ни словом не обмолвилось о её проведении. 
Ущерб, причинённый проведением КТО, включая моральный, согласно закона должен возмещаться. Тем не менее, гимринцы так до сих пор не дождались компенсации за ущерб от КТО, проводившегося в 2007-08 г.г. Тогда они были рады уже тому, что операция закончилась, и не стали предъявлять требований в судебном порядке на этот счёт. В этот раз село намерено отстаивать свои права в суде. 

Встреча старых «друзей»

Только приезд республиканских журналистов 13 января разрядил накалившуюся ситуацию. Позиция силовиков смягчилась. Они согласились принять делегацию гимринцев для переговоров, на которые ранее не соглашались. Между тем, сотрудники ФСБ пытались чинить препятствия в работе журналистам, но после возмущения местных жителей они отстали от нас. Гимринцы организовали живой щит, чтобы фэсбэщники не могли подойти к журналистам. Дискриминация журналистов независимых изданий продолжилась и в дальнейшем. На встречу с руководителями штаба КТО был допущен только журналист аварской газеты «Истина» Гамзат Изудинов. 
Среди присутствовавших на встрече с представителями штаба по проведению операции лишь полковник внутренних войск МВД РФ Нариман Керимов и начальник управления МВД РД полковник Магомед Магомедов (более известный по прозвищу «Кучерявый») представились перед гимринцами. Другие офицеры из числа прикомандированных из России не захотели называть себя. Форма без всяких знаков отличий не позволяла определить и звание. Можно лишь сказать, что они были русскими. 
На встрече силовики затруднились объяснить причины проведения столь грандиозной кампании. 12 находящихся в розыске участников НВФ могут скрываться в селе-вот единственное более-менее внятное объяснение происходящего. Магомед Магомедов в качестве одной из целей акции, то ли в шутку, то ли всерьёз даже назвал помощь в социально-экономическом развитии села. «Я куплю в Гимрах участок земли, женюсь на гимринке и останусь здесь жить», - пытался отшутиться замминистра, намекая на неопределённое время их пребывания здесь. Но и сельчане не остались в долгу. «Гимринка сразу же сломает вам нос», - отпарировал один из членов делегации. Не забыли офицеры похвалить и себя, отметив, что ни одного случая подкидывания оружия ими в отличие от предыдущих операций не было осуществлено. Можно ещё добавить, что и обысков в этот раз было намного меньше. В 2007-08 г.г. году обыски проводились в одном доме в среднем по 15 раз.
Настойчивость и принципиальность членов делегации села привела к пересмотру первоначальной позиции штаба КТО. Силовики дали обещание расследовать факты произвола в отношении гимринцев и решить вопрос о времени проведения операции. Уже на следующий день дагестанская полиция убыла из села. Прекратились и обыски. Незначительная по сравнению с началом операции группировка военных осталась после этого в селе ещё на один день. С 15 января блокирование села было снято полностью. района.Но тем не менее, спецмероприятия связанные с обысками и другими оперативными действиями в отношении жителей села всё ещё продолжаются.

Исламский след
Причины столь предвзятого отношения властей к жителям отдельно взятого селения нуждаются в анализе. Миф о неповиновении гимринцев властям и закону легко рассеивается при первом посещении Гимров. Здесь в нормальном режиме действуют все органы власти, и никто им не чинит препятствий. Гимринцы, наоборот возмущены беззаконием и отсутствием власти в республике, которое влечёт за собой, подобные проведённой КТО, действия и другие эксцессы, которые прямо коснулись их. Так, до сих пор не проводится расследования факта расстрела в августе прошлого года 6-х гимринцев, включая 3-летнюю девочку, хотя имена преступников всем известны. Такая позиция властей не может не беспокоит население. 
В прошлогодней публикации «Грозовые тучи над Койсубулинским ущельем» (см. «ЧК» № 38 от 11 октября) мы коснулись современного положения в Унцукульском районе. На наш взгляд, поддерживаемым большинством российских экспертов, территория Унцукульского района ещё в 90-е превратилась в зону конфликта в связи с дискриминацией местного населения. В водоворот событий, связанных с острым кризисом в зоне строительстве Ирганайской ГЭС, были вовлечены впоследствии и местные жители, которые в большом количестве трудились в строительных организациях. Обострилась тогда в Унцукульском районе и криминальная обстановка. Криминальные группировки из других районов республики стали диктовать свои порядки, против которых выступили местные жители. Всё это привело к дестабилизации положения в районе.
Гимры является одним из религиозных и исторических центров Дагестана, где зарождалось движение сопротивления против царской России в 19 веке. Этот факт, несомненно, является определяющим в том внимании, которое селу уделяется СМИ и силовыми органами в условиях событий, которые разворачиваются на Северном Кавказе с активизацией протестных настроений у части населения. Других причин зацикливаться на этом селе ведь нет. НВФ и террористических акций достаточно и в других территориях республики.
Ни чем иным, как эскалацией напряжённости прошедшие силовые мероприятия не закончились. Для чего их проводят время от времени в Гимрах, тратя значительные средства из бюджета? Среди населения имеет хождение версия, что эта акция является средством устрашения в связи с тем, что поступили флешки от имени Ибрагима Гаджидадаева высокопоставленным должностным лицам из числа республиканского руководства с требованием уплаты крупных сумм. И за это решили показательно наказать всё село. Но неизбирательные репрессии способны только подлить масла в огонь и обозлить лояльное к власти население.