Стремиться, во что бы то ни стало, заработать творчеством?

На модерации Отложенный

 

Стремиться, во что бы то ни стало, заработать творчеством?

Уважаемые читатели моей странички!
Я родился и живу в Санкт-Петербурге, большую часть жизни посвятил музыке, - учился в ДМШ, с детства играю на фортепиано, лет с 13 на гитаре. Потом освоил аккордеон, немного трубу и тромбон. Ещё мечтал на саксофоне выучиться. Я потратил лет 20 своей жизни, чтобы научиться зарабатывать любимым делом, - руководил любительским ансамблем, пытался делать музыкальные аранжировки на заказ, исполнять музыку в ресторанах, играть на улице и т.п.
Но, вот, мне уже и сорок пять, а работаю я техническим специалистом, а не музыкантом. А если мне и удавалось зарабатывать музыкальным ремеслом, то всех этих заработков едва хватало на пропитание. Так к чему я всё это рассказываю?
У меня давно сложилось впечатление ,что не только я являюсь "жертвой искусства", так сказать. Что в нашем городе почти все жители являются несостоявшимися музыкантами, поэтами, художниками и артистами. Или изо всех сил стремятся ими стать.
Ну, если не считать, конечно, стремления стать банкирами, директорами и депутатами. Настолько бьёт в глаза желание творческих натур непременно зарабатывать своим творчеством.

Раздел моего журнала "Второе призвание", задуман, отчасти, в противовес этим умонастроениям.
Похоже, уже в течение нескольких десятилетий молодое поколение готово петь, плясать, клоунировать, заниматься торговлей, рэкетом. Да всем, чем угодно, только не ручным трудом. Ну, это и понятно, разве можно сейчас "нормально" заработать токарю или землепашцу. Все понимают - причина в экономике. Но, мне кажется, раньше экономического фактора появился идеологический.

Хочу поделиться своими личными наблюдениями, может быть, не совсем точно отражающими тендеции нескольких последних десятилетий в сфере проф. ориентации молодого поколения нашей страны и в его умонастроениях.

Вспомним 30-е - 50-е годы. Кто были главными героями газетных публикаций, кинохроники, многих художественных фильмов? Передовики производства, изобретатели, люди сельскохозяйственного труда. Молодые люди гордились тем, что они высококвалифицированные токари или трактористы. Вот и промышленный подъём в стране можно отчасти этим объяснить.
Но, постепенно сверху навязывалась новая идеология, - высшее образование должен иметь любой, уважающий себя гражданин.

Я сужу об этом по рассказам своих родителей. Они учились в институтах в 50-е. В то время уже распространилось мнение: не способен в институт поступить, иди "хвосты волам крутить". Профессия рабочего стала не престижной, буквально всё поколение устремилось в ВУЗы.

В 50е-60-е престижной была профессия инженера. Но, постепенно и она теряет престиж. В 70е-80-е инженер-технарь уже не в моде, - огромные конкурсы в гуманитарные ВУЗы. Молодёжь мечтает стать артистами, журналистами, музыкантами. В рабочие профессии, по мнению большинства, идут самые не способные, двоечники и второгодники.
Государство понимает свой просчёт в идеологии, - начинается активная пропаганда ПТУ, рабочим поднимают зарплаты. Но это не спасает положение. Кумиры молодёжи, они же - главные герои газетных публикаций, фильмов, - музыканты, художники, артисты. Советская кинохроника о передовиках производства, подаваемая формальным совковым методом, только ещё больше отворачивает людей от нормальных профессий, на которых и держится экономика нормальных государств.
В 90-е годы в списки модных профессий и видов деятельности добавляются экономисты, банкиры, менеджеры.
Все эти идеологические тенденции в области образования и трудоустройства продолжают работать на полную мощь и в наше время. И даже с новым размахом. Достаточно посмотреть телевизор. Один мой хороший знакомый, музыкант, автор-исполнитель, руководитель ансамбля зарабатывает на жизнь ремонтом квартир. И у него это хорошо получается. Но когда я предложил ему рассказать в моём журнале об этом виде его деятельности, он категорически отказался, потому что ему, видите ли, стыдно, что он зарабатывает каким-то там ремонтом. Он же МУЗЫКАНТ, ёлки-палки!

С моей точки зрения, идеологически неверные ориентиры в области образования и проф. деятельности - это одна из главных причин неконкурентоспособной экономики нашей страны. В государстве с нормальной экономикой люди любят петь, танцевать, рисовать не меньше, чем у нас. Но при этом они не стесняются заниматься ручным трудом. И многие прекрасно совмещают творчество с работой на производстве, понимая, что жить исключительно продуктом искусства могут только единицы из тысячи.
Такая возможность даётся свыше, и без этого благоволения как не напрягайся, как не валяйся в депрессии, как не протестуй со стаканом портвейна и ирокезом на голове, изображая богемную личность, ничего не выйдет.

Алексей Самохин, редактор собственноручного видеожурнала о современной культуре Санкт-Петербурга "Северный Мотив" - www.petr1.info 


Видеожурнал о современной культуре Санкт-Петербурга "Северный Мотив"


Заглавная | Музыкальная | Бардовская | Велосипедная | Второе призвание | Мастера | Изобретения, открытия | Любителям авиации | Студия документального кино | "Espero" — sankt-peterburga klubo de esperantistoj