Революция в России. Миф или реальность.
На модерации
Отложенный
В последнее время средства массовой информации пестрят сообщениями о волне революций, захлестнувшей арабский мир. Тунис, Египет, Ливия. Что дальше? Какова вероятность повторения «арабского сценария» в России? Неужели революция – это заразно?
Ситуация, сложившаяся на Ближнем Востоке, вполне закономерна. Арабские страны безнадёжно отстают от мировых тенденций развития в политико-социальной сфере. Государства не имеют единого социально-экономического и политического пространства, что не позволяет им противостоять транснациональному сообществу и международной олигархии. Многолетнее правление одного лидера создаёт своеобразную «монополию на власть». Если Вы не входите в клан Каддафи или Мубарака, то не имеете практически никаких перспектив. Ещё одним ключевым моментом является слаборазвитость систем культуры, науки и образования. Катастрофическая нехватка учёных. Подобное стратегическое отставание требует революционного вмешательства для придания мощного импульса развитию и интеграции арабского мира.
Насколько в России возможна революция по «ближневосточному сценарию». Ситуация в странах в некотором роде схожа, но в России нет реальной оппозиции с сильным, харизматичным лидером, способным организовать народные волнения.
По стране «бродит призрак перемен». Он витает в сознании людей и в блогосфере и периодически вырывается наружу в виде «Маршей Несогласных» и тому подобных акций. Уже сформировалась определённая прослойка людей, которым недостаточно «достижений нулевых». Они хотят видеть реальную борьбу с коррупцией, иметь уверенность в завтрашнем дне, жить в стабильной, развивающейся стране с достойным уровнем жизни населения. Но способны ли эти люди предпринять решительные действия для изменения ситуации? И если «революция неизбежна», как утверждают некоторые аналитики, то какая социальная группа станет её движущей силой?
По мнению Н. Лаваль: «Сытые, неприкаянные, отстранённые от процесса принятия решений и жаждущие вырваться на свободу (подменённую термином «демократия») подростки и молодые люди – отличный материал для любой революции». С ней трудно не согласиться. Новым революционным классом можно признать тех, кто, поверив нынешней власти, полностью отрёкся от исторического прошлого России и потерял ориентиры в настоящем. Те, кому нет и 30-ти, активно пытаются найти ответ на извечный вопрос «кто виноват?». Эти поиски приводят их в разного рода «оппозиционные» организации, такие как ДПНИ, «Другая Россия», БНП. Стоит обратить внимание на ряды «Несогласных» – основная масса – молодёжь. Естественно, у истоков создания подобных организаций стоят взрослые, опытные люди, часто с богатым политическим прошлым, имеющие свои определённые цели, одной из которых является делегитимация существующих общественно-политических устоев. А патриотично настроенные, жаждущие «перемен» люди лишь инструмент. Напрасно эти «патриоты» думают, что им удастся оседлать разработанную профессиональными политтехнологами и отработанную на практике по всему миру «цветную» революцию. Во главе её консолидированы совершенно другие силы. В связи с этим невозможно не согласиться с известным российским политологом Станиславом Белковским, который утверждает, что «в России революция станет финальным этапом делегитимации власти. … Поэтому предотвращение революции и предотвращение распада России – одно и то же» [Десять факторов постсоветских революций // http://www.eurasianhome.org/xml/t/default.xml?lang=ru].
И он же заявляет: «На фоне внешнего благополучия и всеобщего довольствия действиями нынешней власти зреют катастрофические перемены, которые приведут … к кровавой революции».
Нынешний режим пытается делать всё, дабы избежать подобного сценария развития событий (в их терминологии – «Майдана»). Действия направлены на то, чтобы не пришла новая «перестройка», не было стихийной организации «гражданского общества». Одни разрушительные процессы продолжаются, другие удаётся затормозить, стабилизировав сложные, организованные извне ситуации. По многим существующим критериям сейчас наша страна более стабильна и позитивно ориентирована, нежели в «чёрное десятилетие». Но этого уже недостаточно, России опять предлагается революция. Александр Дугин, российский политолог считает: «При любом серьёзном ударе по стране вся недееспособная конструкция федеральной власти рухнет – эти люди принципиально и по своему типу не в состоянии принимать и осуществлять исторические решения. … Путину ничего не остаётся, как осуществлять революцию. Революцию сверху» [Пораженческая элита погубит Россию // http://projectrussia.orthodoxy.ru].
Возможно, это единственный способ избежать «кровавой развязки». Власть должна «управлять процессом». Ведь, как известно, «то, что контролируется, безопасно, любой неконтролируемый процесс – угроза». Сегодня позиция российского истеблишмента концептуально оформлена психологом Леонидом Радзиховским: «Лучше такая подмороженная Россия, чем то, что может вырваться наружу» [RTVi 10.11.2005г.]. Но кризис уже начал процесс «разморозки». Кондопога, Сальск – народные волнения, охватывающее всё новые уголки России, говорят о том, что мы вступаем в новую эпоху, несущую с собой никогда прежде не виданные вызовы и опасности.
Историк Андрей Фурсов предположил: «Поздний капитализм движется, выталкивая из системы значительную часть промышленного пролетариата и среднего класса и создавая, таким образом новые опасные классы, которые могут составить не менее 50% населения. Они противостоят верхушке не по линии «капитал – рабочая сила», а либо по линии «достойная жизнь – недостойная жизнь», либо «жизнь – нежизнь». Политика сменяется биологией, а экономика – моралью выживания. Это сеет семена такого социального гнева, по сравнению с которым пролетарские революции покажутся цветочками» [Рукотворный кризис // http://ecocrisis.wordpress.com]. Вектор трансформации выделен абсолютно верно, что и вызывает большую тревогу.
Изменения неизбежны и даже необходимы. Это осознают все. Остаётся только понять, кода они начнутся и в какой форме.
Российский экономист и публицист Михаил Делягин отмечает: «Кровавая ирония истории заключается в том, что революции сами воспитывают и формируют своих могильщиков. Чем более жестока революция – тем с большим равнодушием относится приходящий после неё лидер к отдельно взятой человеческой жизни» [От Штирлица к Воланду // http://www.russ.ru]. Революция – дело опасное. Всем известно, она «пожирает своих детей» – да что там, всех, кто даже мимо проходил. Не следует об этом забывать.
Сытник В.Ю.
Комментарии