В Россию воткнули ось вращения истории

На модерации Отложенный

О прежнем после США в наших краях Джоне Байерли все, кто его знал, отзывались с большим уважением. Джон Байерли — сын ветерана Второй мировой войны Джозефа Байерли, единственного американского военнослужащего, ухитрившегося повоевать в составе Советской армии. Байерли был десантником-подрывником, которого сбросили на парашюте в немецкий тыл. Его поймали после того, как он взорвал электрическую подстанцию. Он дважды бежал из плена, и дважды его возвращали в тюрьму. Третья попытка оказалась успешной: ему удалось выйти к советским войскам, и в 1945 году он в течение месяца полулегально служил в нашем танковом батальоне, пока не получил тяжёлое ранение. Узнав об удивительном американце, его навестил в госпитале маршал Жуков, давший ему рекомендательное письмо, с которым он и добрался до американского посольства в Москве (других документов после плена у него, естественно, не было). В 1994 году за уникальную службу во время войны Байерли был награждён памятными медалями на церемонии в Белом доме, посвящённой 50-летию открытия Второго фронта. Награды ему вручили Билл Клинтон и Борис Ельцин.

Сыном вот такого человека был Джон Байерли. Все знающие его отмечали, что он относился к нашей стране с большим уважением и выполнял свою работу по улучшению отношений между нашими странами отнюдь не формально. Например, предостерегал Грузию от нападения на Южную Осетию (разумеется, как официальное лицо, представляющее интересы США, он также и выражал недовольство нашим признанием Южной Осетии и Абхазии). А в своей докладной записке директору ФБР Роберту Мюллеру (ставшей известной через WikiLeaks) Байерли утверждал — вопреки расхожему в нашей стране мнению, — что российские силовые ведомства не принимают участия в принятии политических решений, а глава МВД Рашид Нургалиев и вовсе является самым ярым борцом с коррупцией. Он хорошо знал русский язык (а когда был послом в Болгарии, говорил по-болгарски), охотно шёл на контакты с российскими СМИ.

 

Вот этого человека и сменил на посту Майкл Макфол.

 

Макфол, в отличие от Байерли, — не профессиональный дипломат, а профессор политических наук Центра по вопросам демократии, развития и верховенства закона при Стэнфордском университете, сотрудник Гуверовского института, главный советник президента США по российским и постсоветским делам. Макфола называют «архитектором политики перезагрузки» в отношениях между РФ и США. В 2009 году в рамках «комиссии Медведева — Обамы» Макфол возглавлял рабочую группу по вопросам развития гражданского общества «Макфол — Сурков». Макфол был также соавтором полного текста договора СНВ-3.

 

Бывший посол США в Москве Коллинз (в своём твиттере, однако, — продвинутый!)  отзывается о Макфоле так: «Макфол близок президенту США и вместе с ним разрабатывал политику по отношению к России, которую мы называем перезагрузкой». А в официальном русском твиттере госдепартамента приводятся такие слова госсекретаря Хиллари Клинтон: «Макфол — лучший представитель наших ценностей и наших интересов в сильной, политически активной, открытой, демократической России… Макфол олицетворяет курс на более глубокое сотрудничество и более тесные связи… Администрация США настроена на сохранение и развитие взаимовыгодного сотрудничества с Россией». На церемонии присяги лучшая часть Биллари сказала ещё, что назначение Макфола весьма своевременно, поскольку «предстоящие месяцы и годы будут иметь ключевое значение для демократии в России».

 

Макфол принадлежит к элите американского истэблишмента. Он окончил Стэндфордский университет, а докторскую степень получил в Оксфорде. Нашу страну знает прекрасно — хотя, по его собственному признанию, Пушкина цитировать не готов, зато отлично разбирается в революциях и продвижении демократии. Впервые приехал к нам ещё в 1983 году, будучи аспирантом (и, опять-таки, по его собственному признанию, социалистом). В 1990‑х работал в Московском Центре Карнеги. До сих пор играет в своей рок-группе «Pigs», так что Хиллари Клинтон даже пообещала несколько концертов «группы Майка» в России.

 

Нормальный мужик, в общем.

 

Однако назначение Макфола прошло совсем не гладко, хотя обычно затруднений с назначениями послов не бывает. Против Макфола выступил сенатор от штата Иллинойс, республиканец Марк Кирк, обосновав это тем, что Макфол «может выдать Москве важную информацию об американской ракетной обороне».

 

Понятно, что такие аргументы годятся только для боевиков категории «С». Быть ближайшим советником президента США и при этом чуть не официально подозреваться в шпионаже в пользу России — это чересчур. Видимо, с фантазией у мистера Кирка — или у тех, кто его очень, ну очень убедительно попросил, — туговато.

 

Понятно, что решать вопрос о Макфоле — это значит решать вопрос о том, быть или не быть «цветной революции» в России. Макфола боятся как оружия массового поражения. В блогах мелькали сообщения насчёт того, что не допустить назначение Макфола послом пыталось российское лобби в американском сенате, тесно связанное с Владимиром Путиным. Разумеется, никаких официальных подтверждений этой информации не существует и не может существовать, хотя само существование лобби… хм…  мысль забавная. И продолжалось это не один месяц. Первые сведения об отправке Макфола в Москву появились ещё весной, а к присяге его привели лишь 10 января.

 

Новый посол США — автор «доктрины свободы», в соответствии с которой США и другие демократические страны имеют право «демократизировать различные международные субъекты», в том числе с применением силы. «Продвижение свободы требует в первую очередь сдерживания, а затем уничтожения противостоящих ей сил, будут ли это индивид, движения или режимы», — сказано в Макфоловской статье, которая так и называется — «Доктрина свободы», написанной вскоре после терактов 11 сентября. По его формулировке, «последней целью американской политики является создание сообщества демократических государств, которое охватит все регионы планеты».

 

Макфол известен также своим, мягко говоря, неприязненным отношением к нашему национальному лидеру.  Он, например, публично ругал журнал «Тайм» за то, что тот выбрал Путина человеком года. В статье, написанной ещё в 2000 году, — «Один шаг вперед, два шага назад» (название выдаёт хорошее знакомство с трудами величайшего политтехнолога всех времён и народов — хорошая рекомендация) — Макфол выразил опасение, что Путин «может стать русским Милошевичем». В статье 2008 года в «Foreign Affairs» «Миф авторитарной модели» Макфол обрушился на Путина и созданную им «вертикаль власти», видя в ней, во-первых, основную угрозу продвижению демократии в России, а во-вторых, обвиняя в крайней неэффективности. В 2007 году в статье «Либерал — это то, что либерал делает» Макфол, видимо, потеряв надежду на скорые изменения в РФ, выражает надежду, что если и не удастся демократизировать всю Россию, то, хотя бы, надо поставить в Кремль либерала, который бы «праздновал оранжевую революцию на Украине, вместе с Европой работал бы на ослабление белорусского диктатора Александра Лукашенко и более активно бы сотрудничал с США в том, чтобы оказать давление на Тегеран, дабы он согласился на сделку по ядерному топливу».

 

Макфол пишет не только статьи. Он — автор около 20 книг о демократии и её продвижении по миру. Вот названия некоторых его трудов:

 

  • - «Russia's Unfinished Revolution: Political Ghange from Gorbachev to Putin» («Неоконченная российская революция: политические изменения от Горбачёва до Путина);
  • - «Popular Choice and Managed Democracy: The Russian Elections of 1999 and 2000» («Народный выбор и управляемая демократия: российские выборы 1999 и 2000 гг.»);
  • - «Democracy and Authoritarianism in the Рostcommunist World» («Демократия и авторитаризм в посткоммунистическом мире»);
  • - «Advancing Democracy Abroad: Why We Should and How We Can» («Продвижение демократии за границей: почему мы должны это делать и как мы можем это делать»).

Что за книги — не знаю. Не читал пока. Хотя вряд ли там будет что-нибудь такое сверхъестественно интересное — теории тайными не бывают.

 

Засветился Макфол и на Украине. Хотя, кажется,  не он непосредственно рулил там «оранжевой революцией» 2004 года (во всяком случае, непосредственно это делал тогдашний посол США Джон Хербст), именно Макфол готовил итоговый доклад для Агентства международного развития США, в котором анализировалась методика работы на Украине перед выборами 2004 г.

 

Кстати, говорят, что революция эта обошлась американским неправительственным организациям в 18,3 млн. долларов — плёвые деньги даже в те годы, когда инфляция доллара только начиналась.

 

Затем будущий посол перешёл к российской практике. 17 мая 2007 года в Комитете по международным делам Палаты представителей Конгресса США состоялись слушания, в ходе которых было принято решение о разработке политики США в отношении грядущих российских выборов, а Макфол выступил с конкретными рекомендациями и практическими предложениями, которые и были приняты к реализации.

 

Естественно, что Макфол поддерживал Грузию против Южной Осетии в августе 2008 года, блокировал попытки включения России в процесс определения будущего Ливии после ликвидации Каддафи, выступал против предоставления юридических гарантий неприменения противоракетной обороны против наших стратегических ядерных сил, против достижения договоренности о создании совместной ПРО и т.п.

 

На новом месте работы в Москве Макфол намерен сделать концепцию «перезагрузки отношений» «средством вовлечения российского правительства в обсуждение проблем демократии и прав человека», а также «вовлечь российское общество в диалог по проблемам защиты прав человека, обеспечению свободы СМИ, борьбе с коррупцией». Намерен он также установить тесные контакты с российской «несистемной оппозицией» Интересно — какой. Снова Немцов — Касьянов (проваленный проект «русского Ющенко) — Каспаров?

 

Денег Макфолу выделили всего ничего — 50 млн. долларов. Даже как-то странно, что на эти бабки можно устроить у нас какую-нибудь революцию. Ленину-то побольше давали, и то февраль случился ну совершенно без его участия.

 

И потом: я уверен, что наши политтехнологи — самые технологические политтехнологи в мире. Даже в области фантомов, фата-морган, теней и прочих иллюзий, которые нагородил Сурков, мы и то впереди планеты всей. А уж когда дело дойдёт до конкретной работы — так наследники величайшего политтехнолога всех времён и народов кому угодно 100% очков форы дать могут. И что может дать им Макфол, воспитанный в США на принципах либерализма,  — непонятно.

 

Разве что ось, вокруг которой будет вращаться колесо российской истории.