Ингвар Миглас. Новая латышская мораль и Рождество

Недавно господин А.Юдин, известный юрист, на "Балткоме" говорил о проблеме празднования Рождества. Проблема, собственно, в том, что православные христиане справляют Рождество 7 января, а не 25 декабря. Я не знаю, как в Латвии сейчас учат юристов, но проблема с чувством справедливости у них очевидная.
 

А. Юдин, как и все национально озабоченные чиновники и депутаты не желают делать 7 января праздничным днем. Аргумент, который можно увидеть за обычно политической софистикой, простой: религиозных конфессий дескать много, и если мы для каждой будем делать праздник выходным днем, то дней не напасемся. К тому же весь западный мир справляет Рождество 25 декабря. Зачем же нам выделяться? В итоге – игнорируется желание половины граждан якобы демократического государства.

Я не хотел раздувать этот небольшой частный пример, но он является показательным в освящении проблемы справедливости и морали в Латвии. Национально озабоченная правящая элита подходит к вопросу справедливости однобоко и идеологически. Можно сказать, что они создают новую мораль и новое понимание справедливости.

Проблема в том, что правящая национальная аристократия понимает Свободу, демократию и справедливость - все те ценности, за которые мы боремся - слишком абстрактно, не применяя эти понятия к реальной жизни. Без применения к реальной жизни все эти громкие фразы остаются пустыми словами. Демократия как власть народа понимается ими, как власть латышскоговорящего народа в ущерб русскоговорящему латышскому народу.

Свобода понимается как открытые возможности для людей, но для латышскоговорящих людей. В конце концов, понятие "человек и гражданин" относится только к латышскоговорящему человеку, желательно, причем подтвердить свое знание правильного латышского языка справкой.

Была историческая несправедливость - одно большое государство присоединило к себе другое небольшое свободное государство. Однако историческая справедливость восторжествовала - Латвия получила свободу. Между тем, теперь латышское государство творит несправедливость по отношению к русскоговорящей общине. Они считают это продолжением своей борьбы за свободу. Борьба за независимость плавно трансформировалась в борьбу против русской национальности и русского языка. Теперь бывшие борцы за свободу и демократию сами стали применять тоталитарные методы в борьбе против всего русского.

Они бы хотели, чтобы демократия, свободы и прочие достижения цивилизации появились в Латвии сами собой, по одной только причине ненависти к России и присоединению к Европе. Но автоматически ничего не происходит. Реальность в Латвии иная - здесь есть большая русскоязычная община, которую нельзя игнорировать и очень трудно ассимилировать. Это реальность, которую не хотят видеть находящиеся у власти, поэтому любое их движение в национальном вопросе является неуклюжим, а чаще всего - полной глупостью.

Самыми последовательными и логичными представителями власти стали теперь националисты. Они открыто говорят, что русских здесь быть не должно. Их нужно или депортировать или ассимилировать, что они успешно и делают. Со следующего года во всех русских школах в 1 классе 40% предметов будет на латышском. Их понять можно, они парни не злые - они просто ненавидят все русское и мечтают еще при своей жизни увидеть, как закроется последняя русская школа и как последний русский от безысходности и одиночества (потому что не с кем будет поговорить) перейдет на латышский язык. Но для того политика и существует, чтобы русскоязычные могли этому воспрепятствовать политическими мерами.

Как это не парадоксально звучит, русскоязычная община в Латвии - это единственный на сегодня оплот подлинной демократии в Латвии.

Борьба за русский язык - это борьба за настоящую Справедливость, а значит и за настоящую демократию. Считаю, что все мои собратья латыши, которые еще не потеряли совесть и помнят о справедливости, должны встать на защиту русской общины. Как Янис Липке в годы войны спасал евреев, также сегодня Янисы должны встать на защиту справедливости. Потому что несправедливость к русским касается и нас, латышей. Моральный грех разрушает будущее Латвии. Конечно, давая русским свободу, придется нашим детям учить русский язык, так же, как и русским учить латышский. Но это, я считаю, небольшая плата за мир и единство в стране.

В подлинной демократии единственной ценностью в государстве является личность человека вне его национальности и его языка. Сегодняшнее правительство с очевидностью придерживается другой позиции - ценность нации и национального государства выше ценности отдельного человека. И все эти националистические взгляды прикрываются теориями об идентичности и прочей политической мифологией. Настоящая демократия - это умение жить с тем, что тебе не нравится и главное, с тем, кто тебе не нравится. Национальной аристократии не нравятся русские, и они, прикрываясь лозунгами о защите национальной идентичности Латвии, пытаются избавиться от русских.

Справедливость, как и все истинные вещи - проста. Так исторически сложилось, что в Латвии существует две общины, которые опять же по историческим причинам делятся по языковому признаку - русскоязычные и латышскоязычные. Это наша сегодняшняя реальность. Надо это понять, принять как факт и строить все рассуждения, исходя из этого факта. Тогда все встанет на свои места. Если есть две общины, то справедливо, что должно быть два государственных языка, и это нисколько не умаляет значимости латышского языка и патриотизм жителей, а наоборот - каждый видит в этом доброе расположение государства к человеку.

Собственно вопрос языка не является только лингвистической проблемой. Вопрос русского языка - это ключевой вопрос латвийского государства. Вопрос языка - это вопрос о Справедливости и о том, как Латвия понимает эту справедливость. Либо Латвия следует общечеловеческой справедливости, либо создает свою местечковую форму справедливости для национальной элиты. Последние события показывают, что депутаты Сейма в латышской своей части пытаются создать новую латышскую национальную мораль. Но если сказали "А", то говорите и "Б" - если у вас новая национальная мораль, то хватит говорить о демократии и свободе.

Русский язык в Латвии - это проверка подлинности демократии в Латвии.
Если вернуться к Рождеству, то здесь все понятно. Не надо абстрактно говорить про какие-то там далекие религии, господин Юдин. Если есть в стране большое количество православных, то нужно сделать для них выходной - и это справедливо. Придет время, будет в стране много мусульман, тогда справедливым будет праздновать Курбан-Байрам.

Истинная справедливость, как и политика и юридическая наука исходит из реального положения дел, а не из абстрактных теорий. Православные здесь есть - это реальность. Русскоязычные здесь есть - это тоже реальность. Не нужно придумывать глупые элертинские теории по интеграции и ассимиляции русских, осваивая очередной европейский грант. Нужно просто честно посмотреть на реальность и признать, что Латвия в 21 веке - это двуязычная страна. И этим она уникальна. В этом ее "фишка". Русские в Латвии - это та самая изюминка, которая делает Латвию исключительной страной в Европе.

Источник

 http://rus.delfi.lv/news/daily/versions/ingvar-miglas-novaya-latyshskaya-moral-i-rozhdestvo.d?id=42051546