Рецензия: «Сильный лидер» Ангуса Роксбурга

Стали ли демонстрации в России признаком того, что премьер-министр потерял хватку?

Люк Хардинг (Luke Harding)
© РИА Новости, Сергей Мамонтов

 

Именно в тот момент удача от него отвернулась. В ноябре Владимир Путин присутствовал на матче по боям без правил на стадионе «Олимпийский» в Москве. Когда он взял в руки микрофон, произошло нечто сверхъестественное: с трибун начали раздаваться свист и гул неодобрения. (Кремлевские пиарщики попытались оправдать это тем, что болельщики хотели воспользоваться туалетом.)

 

Однако худшее было впереди. 4 декабря путинская партия «Единая Россия» потерпела унизительное поражение на выборах в Думу, набрав менее 50% голосов избирателей в сравнении с 64% на прошлых выборах. И даже такой неутешительный результат был достигнут путем мошенничества промышленного масштаба: карусельного голосования, вброса бюллетеней, уничтожения голосов за «неугодные» партии.

 

В нарушениях на выборах в России нет ничего нового. Однако после 12 лет правления Путина, кажется, российский народ, особенно его средний класс, устал от обмана, лжи и презрительного к себе отношения, которые характеризовали его правление. В прошлом месяце десятки тысяч людей вышли на улицы Москвы в рамках крупнейших антиправительственных протестов со времен краха Советского Союза. 

 

Как мы до этого дошли? Куда движется Россия? В рамках своего живого и захватывающего исследования десятилетия путинского правления Ангус Роксбург (Angus Roxburgh) беседует со многими людьми, которым приходилось иметь дело с раздражительным экс-шпионом КГБ. В их число входят Михаил Саакашвили (в чью небольшую страну, Грузию, Путин вторгся), Джонатан Пауэлл (Jonathan Powell) (раскрывающий уловку Тони Блэра, которую последний использовал в отношениях с Россией: вести себя с ней как со сверхдержавой, хотя она таковой не является) и некоторые американские политики, такие как Кондолиза Райс. 

 

В книге присутствуют несколько чудных деталей. Райс вспоминает, как российский министр иностранных дел Сергей Лавров сообщил ей, что Кремль выведет свои танки из Грузии лишь в том случае, если Саакашвили уйдет в отставку – возмутительное требование. Тем временем, Путин для решения международных споров предпочитал пользоваться уловками в духе КГБ. (Зная о том, что Ангела Меркель не любит собак, он позволил своей собаке обнюхать ноги канцлера Германии.)

 

Роксбург - бывший московский корреспондент Sunday Times и BBC, однако он особенно хорошо осведомлен о том, как первоначальный энтузиазм Запада в отношении Путина сошел на нет: в 2006 году он начал работать на Кремль в качестве PR консультанта. Его начальником был Дмитрий Песков, уравновешенный, владеющий английским пресс-секретарь Путина, главный посредник между кулуарным руководством Кремля, большинство представителей которого в прошлом имели отношение к КГБ, и англо-саксонским миром. Задачей Роксбурга было помочь исправить зловещий образ Кремля за рубежом. Это была весьма трудная миссия. Все его труды стали почти безнадежными после убийства журналистки и правозащитницы Анны Политковской, отравления полонием Александра Литвиненко в Лондоне и Российско-грузинской войны.

 

Роксбург пишет, что высокопоставленные российские чиновники не имеют практически никакого представления о том, как работает западная пресса. Они искренне убеждены, что всегда есть возможность купить положительное освещение событий в Wall Street Journal или иных международных изданиях. В то время, когда Роксбург был консультантом, Кремль платил нью-йоркскому PR агентству Ketchum колоссальную сумму в 1 миллион долларов ежемесячно.

 

Приводя целую серию воспоминаний, Роксбург объясняет, что именно неблагоприятные события в России обусловили появление плохих газетных заголовков за рубежом. Никакой PR, пишет он, не может компенсировать то впечатление, которое производит фотография, где видно, как полиция избивает людей – это было обычным явлением, пока число протестующих против Путина не выросло в декабре с 500 до 50 тысяч человек. Но к этому никто не прислушивался. Я присутствовал на нескольких ужинах в Москве, которые организовали Роксбург и Песков. (На одном из них я встретил Чурова, бородатого волшебника и главу Центризбиркома, ответственного за большую часть вопиющих фальсификаций на парламентских выборах.) Мы задали вопрос Пескову об осведомленности Путина о полонии. С тех пор на подобные ужины меня не приглашали.

 

Роксбург считает, что Запад и Россия в равной степени виновны в спорных ситуациях и упущенных возможностях последнего десятилетия. «Новая холодная война», по его словам, стала результатом не только резкого поведения Путина и его «законного» стремления соблюсти интересы России. Ее начало объясняется также «американской нечувствительностью». Роксбург сопровождал Путина в Мюнхен в 2007 году, где последний произнес свою самую резкую речь с обвинениями в адрес США. Вероятнее всего, подобная позиция получит развитие, когда Путин вернется в Кремль в 2012 году на третий президентский срок – несмотря на недавние протесты, практически очевидно, что это все-таки произойдет.

 

Трудно понять, каким образом мог Запад вызвать возникновение такого количества постимперских комплексов у Путина. Список геополитических причин его недовольства достаточно длинный: расширение НАТО, программа развертывания систем ЕвроПРО, недостаточное взаимодействие между странами после того, как Путин поддержал войну с терроризмом Джорджа Буша. По словам Дмитрия Медведева, которого сейчас отодвинули в сторону, «привилегированные интересы» России располагаются по соседству: другими словами, у России есть право вмешиваться и вторгаться в соседние суверенные государства. 

 

Собственное видение Путина своей исторической миссии можно назвать однозначно националистическим: он стремится восстановить величие России. Однако в реальности он правит страной коррупции, вырождающейся армии, умирающих деревень и потрясающего неравенства. Общественный договор эпохи Путина - откажитесь от своих прав взамен на процветание – рухнул, когда россияне пресытились своим клептократическим руководством и телевидением для зомби.

 

Будучи московским корреспондентом, я был поражен тем, насколько глубоко Путин и его команда окунулись в мир фантазий КГБ. В этом выдуманном царстве все западные дипломаты и журналисты представляются шпионами, а любое действие Запада – частью заговора, цель которого - ослабление России. Роксбург пишет о Путине: «Он чрезвычайно хорошо информирован и, в то же время, удивительно невежественен в вопросах западной жизни». За последние недели он еще больше отдалился от  реальности. В своем растянутом интервью в форме вопросов и ответов, которое транслировалось на государственном телевидении, Путин заявил, что тысячи людей, протестовавших против его правления, были лишь марионетками, нанятыми Западом – такое оскорбление, вероятнее всего, только укрепит оппозицию. Он также добавил, что белая ленточка, которую его оппоненты надели в качестве своей эмблемы, напоминает ему презерватив. Роскбург выбрал подходящее название для своей книги. Путину, как никакому другому политику современности, удалось создать образ сильного лидера. Однако внезапно он оказался слабым.

 

Оригинал публикации: The Strongman by Angus Roxburgh – review