Что общего у Марата Хуснуллина и Ким Чен Ына

На модерации Отложенный

Таджиков заменят корейцами: Что общего у Марата Хуснуллина и Ким Чен Ына

 

Читать интервью с заместителем председателя правительства России Маратом Хуснуллиным весьма интересно. Не потому, что это острый на язык спикер или его слова можно тотчас отливать в бордюре. Всё дело в большом объёме полномочий, которые находятся в руках у Марата Шакирзяновича. Именно он курирует в кабмине государственную жилищную политику, национальные проекты в сфере жилья и городской среды, всё строительство, архитектуру, земельные отношения. От господина Хуснуллина зависит, какой облик примет наша страна в ближайшие годы. И, увы, к этому очень много вопросов, особенно в деле возведения нового жилья.

Не качеством, а количеством…

В беседе с РБК вице-премьер дал прогноз по поводу спроса на жильё. По словам чиновника, следует ожидать его падения на 10-20% к концу 2022 года. Как считает Хуснуллин, это нормальный рыночный процесс, поскольку в прошлом году спрос был небывалым. Во-первых, сыграла свою роль льготная ипотека, во-вторых – отток денег с депозитов из-за низкой ставки рефинансирования, в-третьих, виноват курс доллара. В том случае, если спрос продолжит уверенное падение, правительство готово продлить льготную ипотеку на 2023-й, а также готовит целый ряд других предложений по образцу соседнего Казахстана.

Там льготную ипотеку под 5% на 25 лет дают с первоначальным взносом 5% от общей стоимости квартиры, у нас – 15% при ставке 7%.

 

 

Ситуативное падение в текущем году не приведёт к повышению цен. Дело в том, что в 2021-м действительно спрос являлся аномальным. Это привело к появлению на рынке ряда мелких фирм, поскольку у крупных были задействованы практически все мощности. У игроков поменьше мощностей хватало. Сейчас, когда спрос придёт в норму, многие вынуждены будут покинуть рынок, но при этом темпы ввода в эксплуатацию новой жилплощади сохранятся на высоком уровне, что не позволит взвинтить ценник. Строительная отрасль, скорее всего, получит большой профицит, а простые граждане, ожидающие квартиры, даже не заметят ухода с рынка небольших строительных компаний.

Однако дело не только и не столько в темпах строительства и спросе. Важно не количество, а качество. Наши управленцы любят козырять цифрами. Например, заявляют, что темпы жилищного строительства существенно превышают рекордные показатели советского времени. И действительно, за 2016-2020 годы введено в эксплуатацию 399,3 миллиона квадратных метров жилья, в то время как в 1986-1990 годах – 343,4 миллиона, или на 14% меньше.

Однако в позднесоветский период наблюдался рост населения – в начале горбачёвской перестройки он составлял 5,2 на 1000 человек, по итогам же 2020-го едва не достиг показателей "лихих 90-х" – минус 4,8. В прошлом году произошла относительная стабилизация, но всё равно фиксируется естественная убыль (к тому же мы понимаем, что цифры ещё более-менее приемлемые из-за огромной миграции). Так для кого строят жильё?

Понятно, что ввод нового жилья необходим. Однако он должен быть прежде всего обоснованным. Кроме того, строить нужно качественные дома, а не плодить "человейники" на 30 этажей с огромным количеством подъездов и без соответствующей инфраструктуры (вспомните петербургское Мурино и подобные ему районы – апофеоз постсоветской глупости и некомпетентности). А то зачастую граждане вынуждены покупать новостройки, красочно описанные известным юмористом:

Из окна я вижу на могилах цветы, из другого машет мне охранник тюрьмы, самосвалы рядом разгружают навоз – Боже, неужели это чудо сбылось?

Некачественные жилищно-коммунальные услуги, обваливающиеся фасады и отделка, нехватка детских садов, школ, плохая транспортная инфраструктура, геттоизация районов из-за притока зарубежных мигрантов, дворы-парковки, отсутствие детских площадок или их имитация – всё это в совокупности уродует Россию похлеще, чем знаменитое хрущёвское постановление №1871 "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве".

После принятия этого документа строили убогие типовые пятиэтажки, сейчас возводят убогие тридцатиэтажки. Проблемы нарастают, словно снежный ком, а мы продолжаем слышать громкие пафосные речи про то, как строители "догнали и перегнали".

Миграции из Средней Азии – стоп

Впрочем, к тому, что Марат Хуснуллин является апологетом строительства чудовищного жилья в стиле Нигерии или Латинской Америки, все давно привыкли. Увы, пока переломить ситуацию не удаётся. Но ещё одно заявление вице-премьера действительно удивило – на этот раз приятно. Он обратил внимание на то, что Россия не использует ёмкие трудовые рынки стран дальнего зарубежья и почему-то сосредоточила своё внимание исключительно на бывших республиках СССР – иными словами, завозит рабочих из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, хотя имеет все возможности обратиться к рынку других стран.

В частности, речь зашла о мигрантах из Северной Кореи. Как отметил заместитель председателя правительства, корейские плиточники исключительно работоспособны и выполняют работу в среднем в 2,5 раза быстрее, нежели отечественные. Дополним от себя: у граждан КНДР, помимо прочего, есть исключительная дисциплинированность, не свойственная "иностранным специалистам" из Средней Азии, за них реально ответственно их государство, от них не исходит никакой угрозы религиозного экстремизма, фундаментализма, наркотрафика. Они в принципе могут трудиться как военно-инженерный отряд по принципу "стройка – трудовой лагерь (в хорошем смысле слова) – стройка" без контактов с внешним миром. И уж тем более не станут устраивать организованные преступные группировки с обязательными массовыми драками на улицах русских городов.

В своё время Россия использовала труд северокорейских рабочих, пусть и не так масштабно, как хотелось бы. Однако системные либералы пробили в 2017 году присоединение Москвы к антикорейским санкциям Организации Объединённых Наций. В соответствии с рестрикциями все члены ООН обязаны репатриировать работавших у них граждан КНДР на историческую родину, поскольку 70% своего заработка трудящиеся обязаны отчислять в бюджет государства. А оттуда якобы деньги идут на ядерную программу и разработку баллистических ракет.

 

Если говорить начистоту, решение присоединиться к санкциям против Пхеньяна – это просто подлость, сопоставимая с козыревским антиюгославским курсом, взятым в 1992 году (помните, как либералы позволили глобалистам изолировать Югославию от внешнего мира?). Северная Корея в последних событиях продемонстрировала исключительно дружественную позицию в отношении России: полностью поддержала специальную военную операцию по денацификации и демилитаризации Украины, а также официально признала независимость Донецкой и Луганской народных республик. Курс КНДР – тотально антиамериканский. Сравните с тем, как ведут себя среднеазиатские этнократии (они не останавливаются даже перед прямыми оскорблениями народа Донбасса – чего стоят слова одного деятеля про "квазигосударства").

Что с того?

Государственная политика в области жилищного строительства должна быть изменена радикально. Отчитываться нужно не перечисляя количество введённых квадратных метров, а акцентируя внимание на качественных показателях вроде обеспеченности инфраструктурой. В существенной коррекции нуждается политика в области миграции. Трудовой рынок России, по крайней мере в строительной сфере, следует полностью избавить от рабочих из Средней Азии. Освободившиеся места должны быть предложены в приоритетном порядке отечественным строителям, гражданам Белоруссии, Украины, Молдавии, русским соотечественникам со всего мира, а недостающие ниши можно закрыть трудящимися из Северной Кореи. Для этого следует отменить антикорейские санкции и заключить долгосрочное соглашение с Пхеньяном. Кроме того, о чём говорил и Хуснуллин, нужно обратить внимание на другие государства.