И все-таки вертикаль: Россия после выборов

На модерации Отложенный

Российские выборы закончились более-менее так, как предсказывали ведущие рейтинговые агентства. «Единая Россия» получила больше половины мест в Думе. СР и ЛДПР, несмотря на воинственную предвыборную риторику, являются партиями, которые в стратегических вопросах всегда будут в парламенте на стороне путинского курса.

Оппозицией можно считать лишь коммунистов. Правда, объективно в Думе теперь три левые партии и одна правая, т.е. единороссы (прежде всего со своим либерализмом в экономической сфере). Правую опору в лице планируемой «партии Прохорова» ЕР не получила.

Итак, чем новая Дума будет отличаться от старой? Наверняка будет больше популизма: три левые партии станут требовать увеличения зарплат и более существенных вливаний в социальную сферу.
Единороссы же взяли курс на резкое увеличение военных расходов, на модернизацию страны и на перспективные проекты освоения Севера. Да и нефтедоллары не должны просто съедаться, эта сфера требует дополнительных инвестиций.

Две короткие затрещины

Путинский курс ставит высшей целью не только благополучие граждан, но обязательно и создание сильной, мощной и великой России. Историческая и генетическая память народа знает, что без должной силы благополучие может исчезнуть в одно мгновение. События 90-х годов прошлого столетия, когда Россия чуть было не стала колонией недоброжелателей, еще свежи в памяти народной. Путин получил широкую поддержку после того, как решил чеченскую проблему, заговорил о чести и достоинстве и декларировал, что Россия не будет больше плясать под чужую дудку, как при Ельцине.

Американцам в Мюнхене он сказал прямо, что пора кончать с однополярным миром. Россия, в то время экономически еще слабоватая, не стесняясь, заявила, что желает принимать участие в решении вопросов, касающихся судеб мира. Борясь за многополярную концепцию мира, РФ позиционировала себя как одну из двух великих ядерных сверхдержав, имеющую право при необходимости нанести удар первой. Буш Россию как серьезного противника не воспринял и бесцеремонно занялся ее «задворками» – Украиной и Грузией. Но Украину не удалось втянуть в НАТО, да и с Грузией получился конфуз: русские показали американцам зубы.

С Обамой вначале все шло хорошо. Цивилизованный христианский мир (США, Европа, Россия) вроде бы объединился против опасностей, идущих из Азии. Но когда американские демократы стали проталкивать свою демократическую модель в арабские племена революционными методами и превратились в коминтерновцев, России это не понравилось, поскольку возникший хаос и исламский религиозный фанатизм стал двигаться в северном направлении. В России только и не хватало исламских революционеров американской закваски!

В 2011 году противостояние между Россией и США усилилось – известие о том, что Путин может править Россией еще 12 лет, их, конечно, не порадовало. И вот Америка снова намерена ставить ракеты в Европе. Со стороны России последовал крайне резкий ответ: Россия вооружается (из-за чего был вынужден уйти Кудрин, не согласный с увеличением военного бюджета) и может пересмотреть даже старые договоренности с американцами. Министр иностранных дел Лавров заявляет, что если Грузию примут в НАТО, будет новая грузинская война. Угрозе российской стороны предшествовала угроза бывшего кандидата в президенты США республиканца Маккейна, который сообщил Путину, что его ждет арабская революция… А Путин еще перед выборами говорил об иудах: о врагах, которые действуют в России на иностранные деньги.

Здесь вам не Египет, здесь климат иной

Нельзя, разумеется, упрощать ситуацию и связывать массовые выступления протеста в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России (а такого массового скопления народа не случалось в последнее время – ни во времена президента Путина, ни во времена президента Медведева) только с происками западных недоброжелателей. Но то, что опробованное в арабских странах оружие, Интернет, пустили в ход и против российских властей – это бесспорно.

В России почти 60 миллионов пользователей Всемирной паутины. В умелых руках Интернет – это новое оружие нынешних революционеров, которые стремятся делать политику на улицах и площадях. Почему, например, правые, которые вышли на улицу, не могли просто проголосовать за «Яблоко»? Вот и получается, что ЕР выступает за реформы, за парламент, против революционного хаоса на улицах, а их противники и разные неокоминтерновцы – за раскачивание российской политической лодки. Но на этот раз революция не прошла, Россия – не Египет: большинство на митингах составляли люди нового городского среднего класса, и они не пошли за провокаторами и бунтарями. Объективно на улицы вышли люди, которым надоели коррупция и жульничество, связанное с выборами, и которые хотели, чтобы власти их услышали.

После демократических и мирных манифестаций, прошедших по всей России, власти обязаны сделать свои оргвыводы. И не только в сфере Интернета. Главная беда нынешней российской власти в другом. Путинскую идеологию как таковую поддерживает большинство населения, ибо она служит национальным интересам россиян. Да и во внешней политике Россия укрепила свои позиции. Идеи могут быть хорошими, но их воплощение в жизнь внутри страны – часто неудовлетворительное.

Новую Россию приходится строить с тем человеческим материалом, который имеется. И на многих представителях этого материала красуются «родимые пятна прошлого». Смотришь на среднего российского чиновника и удивляешься – он не далеко ушел от чиновника царской России, от чиновника советской эпохи: все то же наплевательское отношение к людям, жлобство, высокомерие, взяточничество, холуйство. Средний человек в российских городах постоянно сталкивается в повседневной жизни с такого типа «начальниками», а они ведь в большинстве своем – члены партии власти. И выходит, что с одной стороны – возвышенные идеи путинского курса на переустройство Отчизны, а с другой – среднее звено единороссов, среди которых немало зажравшихся и тех, кто из-за своей ограниченности губит и компрометируют серьезное дело. Так было и с выборами. Выход людей на площади (хоть это и мизерная часть из 60 миллионов проголосовавших) был сигналом для властей.

Руки друга и вбитый крюк

Единая Россия нуждается в очищении своих рядов, и идея Путина создать Народный фронт кажется перспективной: политики должны чувствовать меняющееся время. На Западе принято считать, что демократическая модель – универсальна.

На самом деле не подходит эта модель ни для Китая, ни для мусульманского мира, не подходит она полностью и для России. Западная модель опирается на личностную культуру и вековые демократические традиции. Историческая особенность России такова, что развивалась она через культуру общинную. Островки личностной культуры возникли по- настоящему лишь в XIX веке.

У европейцев К. Маркса и Ф. Энгельса девизом в «Манифесте Коммунистической партии» был лозунг «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». В СССР свободу понимали прямо наоборот – стремились освободить якобы всех сразу. В истории России не так уж много демократических периодов. На Западе и церковные, и городские власти столетиями выковывали законопослушного гражданина, который сравнительно недавно был включен в избирательный список. А когда в России проводились свободные выборы? Социологические исследования 2004 года показали, что в массе своей россияне не очень-то жалуют такие западные ценности, как частная собственность, свободная пресса, многопартийность, свободные выборы...


Попытка демократизировать Россию снизу, по-западному, в девяностые годы привела страну к анархии и беспределу. Власть на местах захватывала организованная преступность, самая сплоченная в то время сила.

Путинский вертикальный принцип в тот момент был необходим для страны, удержать власть на территории 17 миллионов квадратных километров иначе было невозможно. Россия может двигаться вперед лишь через реформы сверху. Более демократической Россия может стать только таким путем, эволюционным. Но даже если бы Россия стала в несколько раз более демократической, ясно, что не все нынешние установки и стандарты Запада подошли бы для русских.

В российском обществе будет всегда больше коллективизма и соборности, меньше педантизма и рассудочности. Русские всегда будут считать себя равноценными партнерами, не будут смотреть на Запад снизу вверх, как вассалы, их Православная церковь никогда не будет подчиняться никакому диктату, вряд ли русские будут поддерживать гей-парады, однополые браки и западный вариант «мульти-культи». Они не будут стесняться заявлять приезжим, что последние должны подчиняться местным традициям и законам, да и в вопросе смертной казни россияне больше солидарны с законодательством некоторых штатов США, чем с законами европейскими.

У современной России имеются свои плюсы и минусы. Последние, как правило, больше связаны с объективными обстоятельствами, вытекающими из исторического прошлого. Отсталое коммунальное хозяйство, так и не вставшее на ноги сельское; крах промышленности, авиации, судостроения в послесоветское десятилетие. Вместе с капитализмом пришло и всеобщее обнищание народа, беспризорные дети, проституция, наркомания, бандитизм. Тяжелейшая демографическая ситуация! Трудно себе представить, что за одиннадцать лет возможно покончить со столь глубоким отставанием от той же благоустроенной Западной Европы.

Их надо выбить с перевала

Когда же речь заходит о плюсах, то тут следует за ними видеть, прежде всего, субъективные усилия. Россия вышла из долговой ямы – ликвидировала все долги перед Западом. Несмотря на кризис, государство сумело повысить пенсии, зарплаты, начать массовое строительство жилья. На должную высоту подняли заботу о военнослужащих. Россия справилась со строительством Северного потока, на очереди – Южный поток. Налажено поступление газа в Европу через Белоруссию. Резко увеличен товарооборот с Европой. Укрепилось сотрудничество с Германией, Францией, Италией. Россию приняли в ВТО. Был построен нефтепровод в Китай, привлечены китайские инвестиции в Россию. Организован таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном. Страна строит атомные станции в Китае и Индии, активно занялась овладением богатств Арктики. Найдены первые инвестиции для Сколково.

Сверхактивна российская внешняя политика. Россия причастна к прекращению продвижения НАТО на Кавказ и на Украину. В борьбе с Западом за Украину чаша весов все больше склоняется в российскую сторону. После военных событий в Грузии в 2008 году россияне совершили удачный марш-бросок в Латинскую Америку. Россия не побоялась пойти на обострение отношений с США из-за ракет в Европе. На Кавказе Россия ведет борьбу с союзником американцев – Саудовской Аравией в лице ее ваххабитов. В Косово Россия демонстративно, через всю Европу, направляет автоколонны с гуманитарной помощью. Россия как евразийская страна стала огромное внимание уделять азиатским странам, удачно маневрируя то в европейском, то в азиатском направлениях. Поднявшийся авторитет России виден и в том, что страна стала хозяйкой зимней Олимпиады и чемпионата мира по футболу.

В современной России полная свобода в сфере искусства. Издавать можно любые книги. Россию упрекают в том, что ее основные телеканалы являются рупорами государства. А что, государство должно полностью отстраниться от идеологического влияния на массы? На самом деле на телевидении свободы больше чем достаточно, так как десятки каналов постоянно занимаются и критикой власти. Критиковать власти стало сегодня модным, демократии и свободы стало больше. Интеллектуальный уровень российских СМИ очень высокий.

С моей точки зрения, основной водораздел в российском обществе проходит между двумя мировоззрениями. Путин и его соратники – это идеалисты-борцы, люди идейные, которые мечтают о новой Великой России. Для них «Отчизна», «честь», «достоинство» – не пустые слова. Они взялись за архисложное дело построения новой России. Та Россия, которую принял президент Путин от предшественника, была в плачевном состоянии.

Альтернативу Путину составляют материалисты-обыватели. Их интересуют прежде всего «мясные горшки». Они хотят жить так, как большинство людей живет на Западе. Они готовы жить и в расчлененной России, в маленьких «российских голландиях». В случае чего, они всегда готовы уехать из страны и будут вывозить свои деньги за рубеж. Не надо думать, что среди обывателей нет патриотов, не стоит упрощать. Но материалист хочет получить все и сразу, и любой ценой. Ему до лампочки, что Россия – страна со сложной судьбой и с точки зрения благополучия всегда была страной не особенно-то развитой. Можно, конечно, выходить на площади, кричать и качать права. Но что дальше?

Серьезной альтернативы в современной России путинскому курсу нет. Правда, Путин показал себя прежде всего хорошим стратегом. Новое время требует подправить дела тактического характера.

 

Эдуард Тинн