Интернет и чиновники
Губернатор Тульской области Владимир Груздев призвал чиновников активно использовать интернет в своей работе против проявлений террористических угроз и экстремизма, особенно в период праздников. По сообщениям СМИ, на заседании региональной антитеррористической комиссии в среду Груздев особо обратил внимание чиновников на обеспечение безопасности в местах массового пребывания граждан в новогодние и рождественские праздники.
ИА REX: Создаётся впечатление, что инструменты коммуникаций недовольного властью российского населения, каковыми являются блогосфера и социальные сети, российские чиновники воспринимают совершенно неадекватно и с большим испугом? Что будет, если все они по команде создадут блоги и личные странички социальных сетей с перепостами скучных пресс-релизов разных обладминистраций? Что полезного им можно посоветовать в коммуникациях с электоратом в Сети?
Политконструктор Юрий Юрьев:
Чиновникам действительно следует порадоваться возникновению интернета. Ведь интернет преодолел две извечных российских беды «дураков и дороги». Дороги для мыслей ныне — со скоростью радиоволн, а дураки — быстро учатся у умных.
Ряд чиновников давно в интернете. Порой смешат, как Медведев с его «разберёмся со всеми, кто гадил» — в отношении к русской патриотической «Манежке». Порой удивляют, как Сурков с неплохими стихами. Порой радуют, как генерал-полковник Ивашов. И хорошо, когда чиновники в интернете, а не их «группы поддержки», что порой со слепым желанием подзаработать — на деле отвращают от чиновника мыслящих читателей.
В норме — участие чиновников в успешно разворачиваемом ныне «электронном правительстве», где они чётко и внятно работают над задачами. Мало кто знает, что у чиновников рабочий день — ненормированный, и у них может не быть физически времени на лирику в интернете. А значит — критерием успеха и влияния чиновников в интернете будет их служба, а не откровения. Да и с откровениями сложности, поскольку чиновники высокого уровня, как правило — секретоносители, и они не вправе откровенничать в полной мере.
В идеале — участие чиновников в вольных проектах типа «электронный город», «электронная страна», где мыслящие о городе и стране могут активно участвовать в обсуждении отраслей и территорий, выдвигая идеи и обсуждая концепции в разделах, соответствующих реальным. Подобный прецедент был у Юлии Тимошенко, которая на свой проект (название точное забыл, но в сети его знали, как «Е-Батькивщина») привлекла до сотни тысяч желающих строить планы и обсуждать новации. Но после победы партии и формирования парламента — она сбросила сайты в небытие и забыла всех, кто старался улучшить страну. Она забыла о них всех, они все забыли о ней.
Когда мэру Одессы была предложена концепция «электронной Одессы», чтобы дрязги и ругань превратить в конструктив на языке закона, он этот проект отверг. Ныне в Одессе другой мэр.
У любых интернет-проектов, ориентированных на помощь власти в разработке и внедрении полезных инноваций — есть сложности:
— Это не оплачивается, а значит — стабильных «фабрик мысли» не будет, всё ограничится разговорами на досуге.
— Оплачивается не это. Оплачиваются кумовщина, послушание, распил, а порой и продажа должностей.
— Не может быть «аниматоров», то есть профессиональных заводил, как на других форумах, для раскрутки.
Мир давно ждёт политических интернет-проектов, способных увлечь общество в заботе о политике, с учётом этих сложностей. Но пока таковых нет, а если есть, то пиарные в пользу каких-то именно кандидатов, а не Родины.
Журналист и блогер Сандра Новикова:
Что я могу посоветовать власти, а не чиновникам?
1. Крепить информационную безопасность: то есть аккуратно, постепенно, тихой сапой брать под контроль основные сетевые ресурсы и (или) создавать свои, параллельные ресурсы с перспективой расширения их на весь русский мир, а там и на весь мир.
Иными словам, задача-максимум — создание своей, параллельной, независимой от Запада всемирной паутины.
2. Создать кибер-войска (КВ) и Федеральную Службу Информационной Безопасности (ФСИБ). Я не специалист и не разбираюсь в структуре спецслужб, однако думаю, что какие-то подразделения, занимающиеся информационной безопасностью, там уже есть. Так вот, эти подразделения надо укрепить, расширить, объединить во ФСИБ, хорошо профинансировать и технически оснастить; подкрепить их деятельность хорошей законодательной базой и т.д.
3. Задачи кибервовойск и ФСИБ:
— создание благоприятного для нас информационного фона в СМИ;
— грамотное отражение ударов вражеских информационных войск, к примеру, разоблачение всяческих фальшивок;
— выявление в сети потенциальных экстремистов, террористов и пр.;
— взлом, блокирование вражеских сайтов и многое, многое другое.
4. А вот тащить в сеть чиновников, не обладающих навыками бойцов информационного фронта, не стоит — эти чиновники неумелостью своей только навредят. Конечно, для грамотных и продвинутых в этом отношении чиновников можно и нужно сделать исключение.
5. Вместо мобилизации чиновников я советую власти набрать армию добровольцев из лояльных ей блогеров. Назвать ее можно ДИА — добровольческой информационной армией. Хочу тут заметить, что бойцом информационной армии могут быть и женщины, и пожилые люди — в общем, любой обладающий острым умом и умением складно писать человек.
Культуролог, кандидат философских наук (Германия) Лариса Бельцер-Лисюткина:
Посоветовать можно только одно: использовать возможности Интернета для предельной прозрачности. У людей недовольство коррупцией вызывает массовую гражданскую мобилизацию, чиновникам не доверяют, их считают ворами — пусть выставят всю финансовую отчётность на своей веб-странице, как это сделал «поздний» Ходорковский. Пусть сотрудничают с общественным контролем. Граждане выходят на митинг, когда нарушаются их гражданские права — это протестный формат: Люди артикулируют так свои интересы, которые не представлены в политическом поле. Им необходимо это протестное пространство, ибо иначе их никто не услышит. А в чём смысл выхода на митинг от лица и от имени бюрократической структуры? Губернатор — это важная, высокопоставленная политическая фигура, и при этом он совершенно не знает азов политологии. Он не понимает своих собственных функций и механизмов протестной культуры. Это общая беда российских политиков: по невежеству они не понимают и не чувствуют «перегрева котла», т.е накопления непредставленных интересов, завершающееся взрывом. В этом смысле начало 21-го века накладывается на паттерн начала века 20-го: мы плавно въезжает в «кровавое воскресенье», в Ленский расстрел, в революцию 1905 года — а власти почивают на лаврах. И даже страшная кончина Каддафи им нипочём — они себя считают от такого застрахованными... Ну-ну!
Журналист и переводчик (Израиль) Даниэль Штайсслингер:
У бюрократов будут скучные блоги и личные странички социальных сетей — несомненно, чиновники связаны инструкцией, они не могут гнать на страницу тот креатив, которой придёт в голову, надо, чтобы он «соответствовал», в т.ч., и по форме. А воспринимают блогосферу и социальные сети они вполне адекватно: перефразируя Ленина, сайт или блог может быть не только коллективным пропагандистом и коллективным агитатором, но и коллективным организатором. Со всем, что из этого следует.
Журналист Александр Хохулин:
Это не испуг. Это служебное рвение российского городничего. Господин губернатор может увлечь подчиненных личным примером — выйти в мировую паутину под собственным именем и потусовать в блогах и на форумах. Наверняка узнает о себе массу интересного не из докладных и служебных записок, а в прямом общении с народом, благоразумно спрятанным от начальства под никами. Исход неравной битвы предугадать несложно — он будет корректно изложен в соответствующем Указе о предоставлении ему должности с меньшим объёмом работы.
Комментарии