Лососевая икра на столе - опасность в желудке...

На модерации Отложенный

Последние годы я довольно часто писал о том, чтобы граждане нигде и никогда не покупали лососевую икру для личного потребления… ну разве что вредному начальнику подарить… или нелюбимой теще.

Конечно, сама лососевая, как и осетровая, как и икра других видов рыб – довольно полезна и вкусна, но ни лососевая, ни осетровая по всем своим полезным качествам ничем не лучше икры щуки или того же минтая. Она просто выглядит красиво, и за эту красоту покупатели готовы выложить в  четыре, а то и в пять раз больше денег, чем за икру других рыб.

Но это еще не все. Дело в том, что лососевую икру, в связи с тем, что она очень ценная, заготавливает целая армия браконьеров, которые в виду того, что не могут оборудовать полноценное производство, солят ее абы как (иной раз просто отбивают и засыпают солью), и понятно, что при такой заготовке продукт получается, мягко говоря, не совсем качественный, а, в основном, совсем некачественный и даже опасный для организма.

В доказательство моих слов можно привести задержание в течение октября – ноября в поселке Оссора на Камчатке 28 тонн браконьерской икры. И надо понимать, что это далеко не вся икра, изготовленная подпольно на Камчатке. Мне рассказал один предприниматель, что некий государственный деятель, имеющий на западном побережье рыбозавод (на самом деле это сарай без всякого оборудования)  уже многие годы получает сотни тонн лимитов на вылов, забирает из рыбы только икру, а рыбу выбрасывает в тундру. Там уже на десятки километров образовалась свалка протухшей рыбы и все соответствующие этому прелести. Так что можно представить истинные масштабы браконьерства только на Камчатке, и соответственно, сколько этой икры уходит по российским городам и весям.

Много еще можно писать о браконьерстве, но здесь я бы хотел сказать о другом.  О том, чем браконьерская икра отличается от заводской, и почему ее есть опасно.

Процесс засолки икры состоит и следующих этапов: вылов рыбы, доставка ее на берег (или плавбазу), разделка, изъятие икры – это первый этап. Затем, в икорном цехе, где все должно быть стерильно, икру отбивают на грохотках из ястыков, засаливают в ванне с тузлуком (соляной раствор), она в течение четырех часов стекает в маленьких ящиках, и потом на подсвеченном стеклянном (или пластиковом) столе выбирают  темные икринки и оставшуюся пленку от ястыков, добавляют растительного масла и антисептика и упаковывают в пластиковое ведро. На ведре пишется дата расфасовки, завод и фамилия мастера.

Отдельно стоит производство тузлука, и это очень важная составляющая всего процесса. Тузлук должен быть плотностью 1.18 минимум. А чтобы добиться стабильной указанной плотности, нужно воду выстоять в трех чанах с солью, переливая ее из одного в другой, потом закипятить (опять же с солью), вычерпать из кипящего чана и слить в отстойные чаны, отстоять тузлук до температуры не выше 18 градусов и только потом отправить в икорный цех.

В икорном цеху 100 литров тузлука используется только для засола 25 килограмм икры, затем тузлук меняется (если у тузлука плотность выше 1.18, то можно посолить еще 25 кг).

Вот это приготовление тузлука и является для всех браконьеров непреодолимой преградой – в условиях тундры или леса просто невозможно затеваться с установкой и обслуживанием множества чанов, большим костром и прочими необходимыми действиями, чтобы засолить качественный продукт. Возможность попасться под какой-нибудь незапланированный полицейский рейд существует всегда, даже у тех браконьеров, которые  работают под крышей полиции (вдруг, это будет ФСБ или командированные с материка). Поэтому никто из браконьеров не выдерживает правильного режима засолки икры.

Но тузлук – это еще не все подводные камни, которые есть в процессе засолки. Сам сырец должен быть обработан в цеху не позже 12 часов с момента его вылова, нужно соблюсти режим санитарии, чтобы в икру не попало никакой грязи, затем режим хранение, перевозки и пр.

Понято, что на подпольном браконьерском стане все это применить просто невозможно.

Таким образом, получается, что в заводском цеху икра из свежего сырца прокручивается (сидишь рядом с ванной и рукой болтаешь в ней икру)  четыре с половиной минуты (это при нормальной плотности тузлука) и она приобретает внутреннее воскообразное состояние. То есть, самый главный способ определения готовности икры - это если из трех раздавленный икринок – две размазываются по пальцам такой вязкой субстанцией (что-то похожее на желе). Вот тогда быстренько вычерпываешь икру из ванны и раскладываешь ее в маленькие ящики для стечки. Передержишь – икра будет соленая, недодержишь – она не приобретет внутренней восковости.

А вот внутренняя восковость и определяет срок хранения икры. Это состояние икринок говорит о том, что яйцеклетка законсервирована и не способна принимать в себя никакие посторонние микробы. В браконьерской икре такого воскового состояния икринок не бывает никогда. Вот и получается, что самый простой способ отличить заводскую икру от браконьерской – это просто раздавить пальцами одну икринку. Если она выстрелила красной жидкостью – уходите от этого продавца, как бы он ни уверял вас в том, что икра сделана на заводе и имеются все документы (сертификаты подделываются очень просто), если размазалась по пальцам – то такую икру можно брать.

По-моему здесь не нужно объяснять, что икринка, внутри которой находится сырая яйцеклетка, подвержена всевозможным негативным процессам, гниения, заражения, разложения и пр. И она никак не может храниться полгода, как это положено для заводской икры.

Весной этого года я затеял небольшой эксперимент и написал в нашей газете примерно то, что изложил выше в нескольких номерах. На мою публикацию обратила внимание прокуратура и устроила проверку икорных продавцов на рынке КП. После этой проверки торговцев икрой осталось процентов 20 от прежнего (сейчас, правда, их снова столько же, сколько было всегда). Кроме того, заводской развесной икрой на этом рынке из крупных предприятий торговал только колхоз Ленина (в банках продают икру и других предприятий), и буквально за две недели они продали всю свою икру (я еще хотел потребовать у них оплату за рекламу, но как-то не решился). И вот на основании последнего можно сделать вывод, что даже у нас на Камчатке, в икорном, так сказать, крае на самом главном рынке города на развес торгуют сплошь браконьерской икрой. Что же говорить об остальных просторах нашей необъятной родины.

У меня был приятель, который таскал на материк браконьерскую икру самолетами, и бывало, отправлял совершенную гадость, которую просто опасно было употреблять в пищу. Однако он на этом имел неплохие деньги. А расклад здесь простой: если заводская икра стоит, допустим, при закупке 1 000 рублей килограмм, то браконьерская от силы 500 (а то и 300), а продается в конце цепочки покупателю она одинаково дорого, что заводская, что браконьерская. Так что с заводской особых барышей не получишь, а с браконьерской…

Так что я призывал и сейчас призываю: НЕ ПОКУПАЙТЕ, ГРАЖДАНЕ ЛОСОСЕВУЮ ИКРУ! Никакую. Вероятность того, что вы купите икру с завода очень мала, а про браконьерскую я вам все доступно изложил. И кроме того, если в России граждане перестанут покупать лососевую икру, то и браконьеры перестанут уничтожать рыбу ради икры (рыба нещадно выбрасывается), и ее будут ловить ровно столько, сколько можно продать. Таким нехитрым способом мы сможем сохранить лосося, которого нынче добывают примерно в два раза больше, чем разрешено для изъятия из природы.

Завтра Новый год. Подумайте, граждане, прежде чем покупать сомнительный деликатес к своему столу.

Иван ТРОФИМОВ.