Либерализация утонула в болоте

На модерации Отложенный

Либерализация утонула в болоте
23.12 - 12:22
Экономика
Наше Мнение

Уходящий год стал особенным для белорусского бизнеса. 2011-й был официально объявлен Годом предприимчивости и должен был пройти под знаком либерализации. Однако экономическая либерализация если и состоялась, то только формально, так и не став реальным стимулом для предпринимательской инициативы.

Перед самым Новым годом появилась Директива № 4. Она, вне всякого сомнения, стала прогрессивным для Беларуси документом. Ни один ее пункт не вызывает отторжения или неприятия. Это замечательный документ, который соответствовал чаяниям бизнеса и предусматривал серьезные меры по либерализации белорусской экономики.

Но результат получился предсказуемо плачевным. Директива — это всего лишь декларация, которая так и осталась невыполненной. И, взяв директиву за лозунг, сделав определенные шаги навстречу бизнесу, белорусское государство между тем совершило ряд движений в обратном направлении.

Уже в январе был принят Указ № 29 «О некоторых вопросах налогообложения». Он продемонстрировал истинное отношение властей к либерализации и принципам стабильности законодательства, ведь директива прямо запрещала принятие нормативных актов задним числом. Однако Указ № 29 был подписан 21 января, опубликован 25 января, а в действие вступил с 1 января. Получается, что один из основных налоговых документов был принят задним числом.

В январе также вступили в силу поправки в Хозяйственно-процессуальный, Гражданский и Налоговый кодексы, предусматривающие увеличение пошлин при обращении в хозяйственные суды с исками на небольшие суммы. Экономическое правосудие стало менее доступным для субъектов хозяйствования.

Впрочем, хорошее также было. Например, в марте было принято постановление № 360. Сократилось количество учетных документов. Это, конечно, замечательно... Но все не столь однозначно. Так, был принят Указ № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен и тарифов в Республике Беларусь». Президент сделал несколько правильных вещей, опоздав лет на 15. Он отменил необходимость составления разного рода калькуляций, согласования цен, ответственность за нарушение порядка ценообразования.

Этот указ появился 15 февраля. Но уже через несколько месяцев государство начало возвращаться к практике ручного регулирования цен. А совсем недавно был расширен перечень социально значимых товаров, на которые распространяется административное регулирование цен. При этом чиновники все больше говорят, что в росте цен виноват бизнес.

Как только в нашей стране возникла проблема с валютой, государство не стало бороться с кризисом рыночными методами. Оно вооружилось административными механизмами и начало вводить запреты, ограничения, иногда просто абсурдные. Из-за этого произошла масштабная девальвация рубля и появился гигантский черный валютный рынок. И валютчики — это только малая часть черного рынка. Наибольшие объемы составляли безналичные платежи.

Еще одним признаком уходящего года стало тотальное попрошайничество белорусских властей. Государство, подобно алкоголику или наркоману, постоянно стремилось найти хоть какие-нибудь деньги, дабы закрыть текущие финансовые дыры. Власть даже пошла на некоторую приватизацию, однако и здесь поступило подобно антисоциальным элементам, продающим имущество для того чтобы получить дозу.

Интересной представляется и трансформация позиции официальной пропаганды. Если раньше нам внушали, что отсутствие долгов свидетельствует о благополучии отечественной экономики, то весь прошлый год каждый намек на возможность одолжить уже подавался как достижение властей.



В связи с этим напомним о взаимоотношениях Беларуси с Международным валютным фондом. Ранее белорусский президент называл МВФ бандой мошенников, но в последнее время пытается одолжить у этой структуры денег.

В 2011 г получить в этой международной финансовой организации кредит так и не удалось. Чиновники пытались объяснить эту неудачу политическими мотивами. Дескать, враги Беларуси блокируют принятие положительного решения по кредиту для нас из-за проблем с правами человека в нашей стране.

Однако подобные аргументы не выдерживают критики: МВФ был замечен в сотрудничестве с более кровавыми режимами, нежели белорусский. Однако эти режимы отличались намного большим экономическим прагматизмом и рациональностью. Отсутствие кредита МВФ является лучшим подтверждением отсутствия реальных экономических реформ и даже соответствующих программ. Международным чиновникам, в отличии от белорусских обывателей «втирать очки» не так просто.

МВФ рекомендовал властям перейти к плавающему валютному курсу, ограничить денежную и кредитную эмиссии и не повышать заработную плату.

По сути, эксперты МВФ предлагают вполне разумные и грамотные методы оздоровления экономики и регулирования ее рыночными механизмами. В других государствах эти рекомендации срабатывали, но у Беларуси, как известно, свой особый путь. Сомнительно что нынешнее руководство страны сможет действительно эффективно использовать рыночные механизмы. Во-первых, потому что оно не имеет опыта работы в рыночных условиях, и во-вторых, потому что нет желания. Рынок предполагает свободу, а малейшая свобода вызывает страх у нашего руководства, особенно в период нестабильности.

В принципе, Беларусь вполне способна предложить МВФ программу рыночных реформ, но только формально, ведь ни разу подобная программа не была выполнена полностью.

Возможно, у представителей международных организаций складывается ощущение, что белорусские власти адекватно представляют ситуацию в стране и даже видят пути ее разрешения. Но такая иллюзия, безусловно, складывается под влиянием бесед с отдельными чиновниками. И в правительстве, и в Нацбанке есть грамотные специалисты, которые прекрасно понимают нынешние проблемы страны. С ними очень приятно поговорить, но, к сожалению, они весьма далеки от реальных рычагов управления и не могут самостоятельно принимать решения.

Решения в Беларуси принимает один человек, а дело правительства — выполнять их. Сомнительно, что в сознании высшего руководителя страны произошли какие-либо изменения и подвижки в сторону рыночной экономики. А без таких изменений говорить о серьезных реформах на сегодняшний день, увы, не приходится.

В общем, реформы в Беларуси захлебнулись в болотной жиже отечественной бюрократии. К сожалению, все ограничилось разговорами и локальными улучшениями на отдельных участках. Безусловно, это тоже хорошо и может положительно повлиять на судьбу отдельных субъектов хозяйствования.

Однако для страны в целом необходимы не точечные улучшения, а комплексные реформы. А вот последних как раз и не наблюдается.

Сергей Балыкин

http://svbalykin.livejournal.com/