О МЕТАФИЗИКЕ БИЗНЕСА

На модерации Отложенный

Считается, что основною целью бизнеса является получение прибыли. Но по закону сохранения, повсеместно царящем в природе, любая прибыль «здесь» означает убыль «там».

Естественно и очевидно, что при подобном переходе от «убыли» к «прибыли» не избежать появления «напряжения» (своего рода "бизнес-кармы"), приводящего к дальнейшему развитию событий, пытающихся эту «прибыль» компенсировать. Акцентирование на бизнесе только как на инструменте получения прибыли приводит к «побочным», сторонним или нежелательным для бизнесмена эффектам, пытающимся исправить нарушенное положение вещей и заставляющего его подсознательно чувствовать или беспокоиться о том, что рано или поздно его предприятие может провалиться или закончиться. Это подтверждает и этимология слова «business», которое в старом английском языке звучало как «bisignis» и означало беспокойство, тревогу или опасение.
Если мы назовём бизнес делом творчества, созданием нового, нахождением неизведанного, то мы увидим, что творить новое можно двумя способами: извлекая новое или синтезируя (соединяя) что-либо уникальное из уже существующего. К первому способу относится любая творческая деятельность, например, когда пишется книга, создается музыка, рисуется полотно, делается открытие, отчего его можно назвать «благородным» бизнесом, вносящим свой культурный вклад в развитие цивилизации. Второй, «соединяющий» способ ведения бизнеса, ближе всего находится к бизнесу как таковому, поэтому его ещё можно назвать «классическим» способом, требующим от делового человека высоких организационных способностей, когда лежащие в различных местах ресурсы (природные, товарные, человеческие) он сводит в единую точку, проводит их «синтез» и получает из него новый продукт. 
В итоге мы видим, что, несмотря на разные подходы, оба способа приводят к созданию нового, ранее не существовавшего товара, вся разница в том, что «благородный» бизнес извлекает новое «изнутри», а «классический» бизнес создает его «извне», поэтому «благородный» бизнес – это преимущественно внутреннее дело, в чём преуспевала восточная культура, а «классический» бизнес - это «внешнее дело» (прерогатива западной культуры). Кстати, из подобной метафизики можно сделать небольшой конкретный вывод о замещении и умалении Востоком своей традиции (как преимущественно изысканий творческого характера исходящих изнутри) в результате интенсивного технического прогресса, который более тяготеет к «внешнему» роду бизнеса, т.е. стягиванию ресурсов «извне».
Эти два рода бизнесов можно охарактеризовать как «правильные» бизнесы, которые получают свою прибыль «законно» (по крайней мере, для социума), т.е возмещают искусственно созданные убыли восполнением их чем-то новым и полезным.

В отличие от них, существует еще «неправильный» род бизнеса, «спекулятивный», который особенно сильное развитие получил в последнее время в связи с бурным развитием глобальных перевозок и связи (мобильной, Интернет и прочей). Как раз он и является основным виновником перекоса экономик многих стран в сторону кризисных тенденций, потому что главенствующий мотив своей деятельности видит в одном - "чистом" достижении прибыли, получении финансовых результатов без творчества, за счёт паразитического использования существующих ресурсов.
Понятно, что в чистом виде три упомянутых рода бизнес-деятельностей практически мало где проявляются, а, скорее всего, существуют в виде всевозможных комбинаций, ведь даже художник, занимающийся «благородным» бизнесом, должен перед тем, как нарисовать картину, собрать временные и материальные ресурсы (мольберт, кисти, краски) воедино, проявить организаторский талант налаживания контактов с промоутерами и продавцами и – частенько - «спекулятивно» взвинчивает стоимость своего произведения. 
Вы можете спросить: а куда отнести всевозможные услуги или направления, связанные с починкой, ремонтом, лечением и т.д.? Их можно отнести к «внешнему» роду деятельности, так как они работают с уже данным материалом или фактом какого-либо существования и потому также подпадают под категорию «классического» рода бизнеса.
Эти три рода ведения бизнеса («благородный», «классический» и «спекулятивный») различаются и по уровню первоначальных вложений или «кредитов», необходимых для их старта. Если для творческого типа бизнеса привлечения первоначального капитала может не быть критически необходимым условием его начинания (еще один момент в пользу именования его «благородным»), то для спекулятивного требуются бОльшие финансовые затраты. Верно и то, что в этом случае рычаг бизнеса-творчества более сильный: при минимальных первоначальных затратах возможно получение громадной финансовой отдачи. В наше время ярким примером последнего типа бизнеса являются некоторые интернет-компании, которые по своей капитализации не уступают крупным промышленным производствам.
В связи с этим хотелось бы заметить, что все крупные производства или корпорации несут в себе разнообразнейшую гамму сочетания указанных трёх родов бизнес-деятельностей. Не без преувеличения их можно назвать «метабизнесами», на примере которых хорошо изучать развитие любого типа бизнеса. В этом же ряду можно поставить и киноиндустрию, как уникальное и мощное сочетание творчества и производства.
Итак, подходя к созданию и ведению бизнеса, не забывайте о его «метафизике» - если хотите быть не просто успешными (что может оказаться временным фактом), но и счастливыми, когда ваш бизнес приносит вам радость и переходит в свое и ваше долголетие, не обремененное «кармой» и долгами.