Опыт сравнительного некролога Ким Чен Ира и Вацлава Гавела

На модерации Отложенный

В современном мире, где все давно по нескольку раз поменялось местами, выражение "о покойнике либо хорошо - либо ничего" давно потеряло актуальность. Зато любой PR - PR. Поэтому смерть это скорее информационный повод для высказываний по тому или иному ньюсмейкеру, и уж точно не с позиций политкорректности.  

То что создатель, со свойственным ему юмором, призвал одновременно Ким Чен Ира и Вацлава Гавела - двух политиков с разных полюсов - географических, политических, эстетических, наталкивает на некое сравнительное жизнеописание, при этом нетрудно догадаться в чью сторону предпочтительнее будет смотреться это сравнение с точки зрения среднестатистического обывателя, точку зрения которого емко, хотя уже замыленно, выразил сенатор МакКейн - "Без Ким Чен Ира мир стал лучше". Наследник, ставший диктатором, и дессидент ставший всеобщим любимцем. Какие тут могут быть сомнения, где ставить плюс, а где минус?

Не претендуя на изменение полюсов, хотелось бы отметить два момента.

Ким удачливейший дипломат! Помахивая ядерной тростинкой (которой может и вообще у него нет) он сумел поставить свою страну на довольствие у врагов. А при Гавеле распалась его родная страна. 

Северокорейский лидер никогда не менял своих убеждений! Можно их не разделять, но и отрицать это нельзя! Скажете, что Гавел не то что не менял своих убеждений, но еще и пострадал за них? Действительно, он на двадцать лет был отлучен от реальной политики и стал неким символом свободы (она же - основной мотив его творчества - помню в начале 90-х его эссе на эту тему прочитал по нашему ТВ актер Филиппенко). Но вот есть один эпизод, который Плутарх бы обязательно включил в его жизнеописание!

Он любил показывать момент морального выбора своего героя. Известно, что Гавел стал дессидентом коммунистическому режиму после ввода войск ряда стран Варшавского договора в Чехославакию в 1968 году. Единственной страной соцлагеря, осудившей эту агрессию была титовская Югославия. И вот когда в 1999, на Югославию посыпались натовские бомбы, у Гавела, к тому времени занимавшему во многом декоративный пост президента Чехии, был отличный повод так же выйти из общего строя, не надо было призывать к выходу из НАТО или его военных структур, разрывать дипотношения, лететь в Белград и посещать больницы с ранеными, можно было ограничиться хотя бы тем, что не поддерживать агрессию против страны, которая поддержала твою Родину в трудный час для нее час. В любом случае от Гавела ждали реакции и она последовала  - "я чувствую себя албанцем" заявил Вацлав. Может он был искренен, а может все дело в том, что свобода, истинная свобода, запрашивает с её носителя гораздо большую цену, чем ту, что мы обычно можем заплатить? И когда у тебя устоявшийся имидж, когда ты блистаешь на светских приемах в мировых столицах, когда все тебе говорят, что ты стал олицетворением перемен, и даже моральным лидером, тебе уже не с руки говорить вещи идущие вразрез с общей линией? По этому же пути, превращения из реального политика в политика-символа, поп-политика, до Гавела прошел Горбачев (которого можно признать неким средним арифметическим от двух новоприставившихся). Может Ким Чен Ир, политик без лица, был в этом смысле свободнее "лица без политика" Вацлава Гавела?