Хлеба и зрелищ Журналистика – призвание или сделка с совестью?

На модерации Отложенный

Миллионы телезрителей смотрят передачу «Битва экстрасенсов». Многие «покупаются» на финальную фразу в титрах, что экстрасенсы могут помочь и им. Надо только позвонить по указанному номеру. Безвыходная ситуация, рука так и тянется к телефону… На том конце провода внимательно выслушивают вашу историю и приятный мужской или женский голос говорит: «На Вас  наложена порча. Но я могу ее снять». Правда для этого вам нужно будет перевести на счет определенную сумму денег.

Пару месяцев на этом телефоне работала моя знакомая. На звонке отчаявшегося онкобольного не выдержала, сказала чтоб лучше потратил деньги на традиционное лечение, хотела посоветовать клинику. Но трубка была выхвачена менеджером, и после невнятных извинений человек услышал: «На вас наложена порча». Знакомая написала заявление на увольнение.

Еще одна сомнительная передача – «Пусть говорят». Всегда удивлялась, как люди соглашаются выступить на всю страну со своей интимной историей, даже за деньги. И тут узнаю, что на проекте работает еще одна моя знакомая. Звоню разузнать, что почем. Оказывается, и в самом деле, есть категория людей, которым деньги даже не предлагают. Просто их приглашают в Москву на передачу (внимание!) – «Поле чудес». И вот представляете картину: какая-нибудь бабулька из села на радостях от такого события солит огурцы, собирает Якубовичу подарки, наказывает односельчанам смотреть телевизор. А потом приезжает со своими огурцами в студию, где ее буквально выталкивают на сцену и говорят «Вы в прямом эфире передачи «Пусть говорят». Расскажите, как вас избивает ваш сын!». Бабушка теряется – что, почему, как же так!? Но прямой эфир – надо что-то говорить. Вот и рассказывает… Мою знакомую хватило на пару недель. Не выдержала.

В государственную телерадиокомпанию никто из моих друзей не устраивался. Но, навещая на материке бабушку, с самого утра из радиоточки я слышала одно и то же – обещания излечить, воскресить и опекать как родных в обмен на квартиру. В одной рекламе даже звучит такой диалог: «А если я здоров? Стоит ли мне принимать чудо-препарат? – спрашивает радиослушатель.

Конечно! – отвечает доктор, профессор в седьмом поколении, главврач несуществующих клиник, – Потому что вы думаете, что вы здоров. А на самом деле вы болен. Просто еще об этом не знаете. Ведь 99.9% населения страдает от почечной недостаточности/импотенции/гайморита». И все это вперемешку с настоящими программами о том, что надо быть Homosapiens и не попадаться на уловки мошенников. «Пенсионерка Мария Ивановна заказала себе чудо-белье, излечивающее от остеохондроза. Теперь не знает, куда деть стринги, которые обошлись ей в восемь тысяч рублей», – говорит ведущий. Но уже через десять минут этот же самый голос рекламирует это самое чудо-белье.

Во всех этих случаях меня интересует не факт обмана рядового телезрителя/слушателя/читателя, а то, что при этом чувствует журналист (если так можно назвать этого человека). Может быть, уверяет себя, что все делается по воле Божьей, или что вынос грязной истории на свет, поможет человеку лучше в ней разобраться, деньги нужнее тому, к кому они уходят, пострадавшему все равно, а мне детей надо кормить. При желании можно придумать много отговорок. Один человек, занимающийся обманом, рассказывал мне, что предварительно всегда ходит в церковь и исповедуется. Его знакомый снимает стресс алкоголем. Еще одному мошеннику очень помогают поездки в развивающиеся страны. «Когда я вижу, как живут эти люди, то понимаю, что обманутые мною люди в любом случае живут лучше и успокаиваюсь», – говорит он. Практически Робин Гуд.    

Мои знакомые СМИшники в один голос кричат: «Надо что-то делать с работой!», потому что сегодня работники пера в основном занимаются не расследованиями, или на худой конец, освещением проблем города/страны/мира, а скорее сделками с собственной совестью? Скажете, сами виноваты. Наверное, так. Но, как известно, что спрос рождает предложение. И у программ «Пусть говорят» и «Дом-2» – рейтинг гораздо выше, чем у интеллектуальных программ про новейшие изобретения российских ученых. И народ как всегда требует хлебы и зрелищ.   Что ж – впереди очередные выборы. Будут нам и зрелища и обещания хлеба и мяса.