Культура. Теорема Неполноты Геделя. Трагедия человечества.
На модерации
Отложенный
Сейчас все стремятся быть культурными: обязательно получить высшее образование, изучить иностранный язык (лучше два), почаще ходить в театр, на выставки, вернисажи, заниматься Ушу, Карате, моржеванием, голоданием и так далее.
О результатах такого приобщения к культуре я пока не говорю. Но давайте спросим у любого, что он понимает под словом КУЛЬТУРА? Я уверен, что дальше перечисления разделов науки и искусства, относящихся к культуре, таких как: живопись, литература, музыка, математика, физика и так далее – дело не пойдет. Но с людей, не занимающихся культурой профессионально, как говорится, взятки гладки. Другое дело, когда министры культуры в своих программных заявлениях показывают, что они не знают СУТИ того дела, которым им придётся руководить. Вот это плохо!
Да что там министры! Бог с ними! Они всё-таки администраторы. В крайнем случае, смогут пригласить к себе на работу знающих помощников.
Совсем становится невмоготу, когда крупнейший специалист-профессионал в области истории культуры с общепризнанным международным авторитетом – академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в своём докладе, посвящённом состоянию и развитию культуры в СССР, в определении её тоже не поднялся выше уже отмеченных перечислений, хотя и добавил к ним ещё архитектуру, скульптуру, танец... Правда в других, более ранних выступлениях, например, в статье «Агрессивность бездуховности», он высказывается более чётко по этому поводу, утверждая, что есть понятия настолько сложные, что однозначно определить их невозможно. К этим понятиям относится и такое многогранное явление, как культура. Далее следует опять перечисление, но уже разновидностей культуры: культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека и даже человечества. И заканчивается всё это словами почти восторженного умиления: «Сколько различных оттенков в этих словосочетаниях!».
Действительно, оттенков столь много, что за ними, как за деревьями, не видно самой культуры.
Отсюда вы сами сможете сделать вывод, почему, несмотря на все наши старания быть культурными, с культурой у нас, извините, очень неважно.
А посему, оставим пока культуру в покое.
Мы можем взять любую область человеческого бытия, любой раздел науки, техники, искусства – результат, поверьте мне на слово, будет такой же.
Поэтому настала пора задать глобальный вопрос:
ПОЧЕМУ сейчас НИ ОДИН действительно крупный профессионал, действительно мастер своего дела НЕ ЗНАЕТ глубинной СУТИ СВОЕГО ПРЕДМЕТА?
Вопрос этот хотя и философский, но именно в нём заключается причина личной трагедии почти всех крупных учёных материалистической эпохи, действительно отмеченных печатью гениальности. Особенно это стало заметно в наш атомный XX век, век всеобщего механистического мышления, у его авангардной, элитной части учёных – физиков-атомщиков. Образно говоря, трагедия Ньютона вызвала цепную реакцию его последователей: Эйнштейн, Оппенгеймер, Сахаров...
Правильный ответ на поставленный вопрос, как ни странно, мы можем найти у современной науки, которая формулирует его в виде Теоремы Неполноты Геделя:
Любая система не может обсуждать саму себя, оставаясь в рамках самой системы.
То есть для того, чтобы познать себя, СИСТЕМА должна выйти за собственные пределы и взглянуть на себя со стороны как на ЭЛЕМЕНТ или одно из звеньев в общей цепи БОЛЕЕ ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ или процесса.
Такой СУПЕРСИСТЕМОЙ, которая вбирает в себя всю совокупность процессов и явлений, происходящих в Мире, является СИСТЕМА МИРОЗДАНИЯ. Эта Система объединяет в себе ВСЕОБЩИЕ Каноны Природы, устанавливает ИЕРАРХИЧЕСКУЮ ВЗАИМОСВЯЗЬ между ними, рассматривает ЗАКОНЫ ЭТОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ, а также процессы её дальнейшего развития.
Именно для познания этой системы и сохранения знаний о ней для потомков, человечество создавало и создаёт все философские, религиозные и оккультные школы.
Надеюсь, теперь станет ясно, почему отдельные отрасли человеческого знания: математика, физика, история, литература и другие, включая и Астрологию, – являются только составными частями этой системы, и их частные законы проистекают из ВСЕОБЩИХ МИРОВЫХ КАНОНОВ и подчиняются им, а не наоборот, как это считают гениальные профессионалы частных наук.
Достигнув для своего времени предела практических и теоретических знаний в своей узкой области, они начинают расширять поле своей деятельности в сопредельных областях. Но влезают туда со своим уставом, со своим частным понятийным фундаментом, который не всегда соглашается работать в сопредельной области.
Полбеды, когда давние соседи, к примеру, физика и математика, обмениваются только между собой своим специфичным понятийным аппаратом, но когда они, в буквальном смысле, начинают напяливать этот аппарат на всё МИРОЗДАНИЕ, то это уже не просто беда, а трагедия. И трагедия не только добросовестного гения, а всего ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Вот вам истоки современных атомных и экологических катастроф.
Комментарии