Дамка

 

  Москва начала 60х. Обычный двор, недалеко от Волжкого бульвара. Четыре пятиэтажки, внутри двор, который разделяет асфальтовая дорожка ровно пополам. Около нее стоит беседка, которую мужики сделали сами, чтобы играть в домино с комфортом. Жили бедно, но дружно. Одной большой семьей. И свадьбы и похороны проходили во дворе. Часто на эти мероприятия собирали деньги, ходя с шапкой по квартирам. Это было нормально. Никто не боялся оставить детей на улице. Время от времени открывались окна, и матери звали своих чад  домой, зычно и бесцеремонно.

Как-то во двор пришла черная лохматая собака. Она осторожно обошла весь двор и боком стала подходить к мужикам в беседке. Как обычно под столом стояла бутылка водки и простая снедь, которую они разложили на газете. Вобла тогда стоили 6 копеек за килограмм, и ее подавали к пиву бесплатно. Вот и таскали из пивной, которая располагалась рядом.

Запах воблы притягивал собаку как магнит. Наклонив свою голову и постоянно помахивая хвостом, она стала подходить к беседке. Жалобно смотря на еду, она села около стола готовая к тому, что ее прогонят.

Стол был длинным, чтобы ожидая своей очереди, можно было перекинуться в карты или поиграть в шашки.

- Смотри, какая псина! Прямо  цыганка. Такая же черная и клянчить умеет.

- Сучара блохастая.

- Дамка! Конец тебе Петрович! Наливай. Кинь собаке хвост.

Собака отскочила от беседки, и настороженно стала смотреть на мужиков.

В ее сторону полетел хвост от рыбы. Она осторожно к нему потянулась, но внимательно смотрела на мужиков.

Но ничего плохого не происходило. Теперь она уже выше поставила свои полусогнутые уши, и стала ждать добавки.

Дамка? А что, пусть будет Дамкой. Все-таки дама.

- Дамка! Дамка!

Собака включила свой метроном и заинтересованно посмотрела в их сторону.

 Добавки она не дождалась. Зато получила кличку.

По вечерам она стала приходить к месту, где собирались мужики, и ждала подачки. К ней во дворе привыкли. Дети с ней играли и подкармливали конфетами и печеньем, которое украдкой таскали из дома. Мужики и тетки стали ее подкармливать объедками со стола. Облюбовала себе место под беседкой, где и стала жить.

Она знала всех во дворе. И радостно встречала звонким лаем. Но если во дворе появлялся чужой, то это не могло от нее ускользнуть. Она сразу кидалась в его сторону и пыталась ущипнуть за штанину. Это привлекало внимание, как мужиков, так и теток которые сидели у подъезда. Долго жила Дамка у нас во дворе. Особенно она подружилась с дворником Ильей. Он вставал самым первым и давал Дамке дежурную корку хлеба. Мало? Зато каждый день!

Она очень не любила нашего  участкового, который  приезжал на трехколесном велосипеде с моторчиком, который гордо назывался «Урал”.  Она издалека слышала звук мотора и предупреждала мужиков о потенциальной опасности. За что они ее очень уважали.

Можно долго описывать ее жизнь в нашем дворе, но однажды ее не стало. Какой-то « доброжелатель” ее отравил. Мужики долго пытались вычислить “гада”, но это им не удалось. Во дворе стало как-то пусто и неуютно, хотя жизнь продолжала идти своим путем…