Вот такие одиннадцать селедок. И осьмушка черного хлеба.
На модерации
Отложенный
Снабжение жителей Петрограда в сентябре 1918 года обеспечивалось по нормам «классовых пайков».
Причем в это время Петроград ни разу не был полностью заблокирован, хотя фронт порой и проходил рядом с городом. Но новая власть так «удачно» организовала поставки продовольствия в столичный город в 1918 году, что «сто двадцать пять блокадных грамм» зимой 1941-1942 года были даже большей нормой на самом-то деле.
Для лучшей – первой категории в месяц полагалось 4,25 фунта хлеба. Еще раз! Не в день. В месяц. Это значит, примерно по 58 граммов хлеба в день.
Может быть, помните, в советские времена во всяких детских и пионерских книгах регулярно упоминалось, что в Гражданскую порой получали только по осьмушке хлеба. Вот эта «осьмушка» - как раз и есть те самые 58 граммов, даже чуть менее. Потому что «осьмушка» - это восьмая часть фунта. А один фунт – примерно 409 граммов.
Напомню, что в самые суровые моменты блокады Ленинграда в период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года город снабжали по нормам 250 граммов хлеба рабочим, 125 – остальным.
И ведь по осьмушке хлеба получали только те, кто относился к первой категории. Остальным давали меньше продуктов. Причем четвертой категории вообще хлеба не полагалось. Им выделяли только по 11 селедок на месяц. Первой категории, кстати, полагалось по 32 селедки – даже больше, чем одна в день. И еще 2,5 фунта рыбы (селедка, видно, тогда, в 1918 году рыбой не считалась, какая же это рыба, раз селедка).
Для понимания:
Первая и вторая категория – это рабочие и служащие.
Третья – священнослужители и «не имеющие определенных занятий лодыри, не работающие, а живущие на средства мамаш, папаш, тетушек, дядюшек, домашние хозяйки, кои не имеют прислуг, и хозяйки малосемейные, средние торговцы, богатые домохозяева, все бывшее чиновничество, ничего не делающее…»
Четвертая – «…купцы, акционеры, биржевики, фабриканты, заводчики и их сынки и дочки, ничем не занимающиеся…»
В общем, наглядная иллюстрация того, что «кто был ничем тот стал всем». Правда, в итоге новым «хозяевам жизни» лучше совсем не стало.
И плохо было так, что руководивший Петрокомпродом Алексей Бадаев, тот самый именем которого потом назовут печально известные склады, барабанил телеграммы в Москву:
«…Просим принять меры для снабжения Северной области и красного Петрограда…»
страшно ругаясь на то, что продовольствие, собранное продотрядами везут в Москву, а Петроград снабжают постольку поскольку.
В июле 1919 года еще более резкую телеграмму отбили Зиновьев и Сталин, которые тогда еще были закадычными друзьями и соратниками:
« …С хлебом в Петрограде опять крайне плохо. Армия растет. Последние дни Петрокомпрод полностью вынужден кормить шестую и двенадцатую дивизии, истощая свои последние запасы. В течение последних 40 дней Петрокомпрод почти не получал хлеба. Необходимо во что бы то ни стало дать Петрограду хлеба…»
Порой складывается такое ощущение, что, перебравшись в Москву, большевики целенаправленно делали все, чтобы «колыбель революции» опустела. И не только потому что в Петрограде была высокая концентрация контрреволюционного элемента: офицеры, чиновники, дворяне и так далее. Дело в том, что Петроград был самым промышленно развитым городом страны. И многие рабочие тут тоже были высококлассные и знавшие себе цену. И революционные традиции среди них были хорошо развиты – стачки в 1918 году они организовывали легко и просто, несмотря на «власть рабочих и крестьян». То есть рабочие Петрограда для политики военного коммунизма тоже были совсем не подарком. Ведь тот же Кронштадтский мятеж вполне серьезно рассчитывал на поддержку в городе.
В 1922 году советские власти издали статистический сборник по Петрограду. Он наглядно рассказал, что случилось с рабочим классом в недавней столице. В этом сборнике, к примеру, сообщается, что к началу 1918 года на предприятиях было занято 293 тысячи рабочих. К январю 1920 года осталось около 88 тысяч. Встали предприятия, народ либо оказался в Красной армии, либо отправился на небеса, либо разбежался.
За годы строительства военного коммунизма Петроград здорово обезлюдел. Потом, в годы НЭПа и индустриализации, конечно, снова заселился. Но это был уже совсем другой рабочий класс. Хотя питерские традиции, они, как мне порой кажется, впитываются с воздухом – в Петербурге, несмотря на все, что случилось с этим городом, совершенно особые люди и совершенно особая атмосфера.
Вот такие одиннадцать селедок. И осьмушка черного хлеба.
Комментарии