Что губит российскую экономику

Целых пять лет Китай строил собственное прокатное производство, постоянно напоминая, что скоро перестанет покупать арматуру на ЗСМК (это огромный завод в Новокузнецке, 30 000 рабочих мест). Но когда пришёл срок, выяснилось, что, разумеется, искать новых покупателей никто даже не думал. Это означало, что теперь завод вылетит в трубу, поскольку доля китайских закупок составляла ровно половину от всей выпускаемой продукции, а на остальных рынках она была либо не нужна, либо неконкурентоспособна.

И тогда на завод прибыл Спаситель – представитель крупной американской компании. Да не просто прибыл, а привёз в клювике ещё больший по объёму долгоиграющий заказ. Причём, арматура ему нужна была не простая, а декоративная. Квадрат, овал, шестигранник, полукруг, и так далее. С технической точки зрения такой прокат делать на порядок легче (нет насечек), а рыночная цена от шести до восьми раз выше. Поэтому, можно сказать, заводу крупно повезло.

Так все думали, пока не узнали, что руководство предложение отвергло. Без всяких видимых причин. Рабочие были в шоке, но им быстро объяснили, что «Америка – враг, поэтому мы не позволим, чтобы они богатели за наш счёт». По сути полный бред, однако основную часть трудового коллектива такое объяснение, как ни странно, устроило. А кто возразил: «Так что же нам теперь, голодать, что ли?» действительно начал голодать, поскольку был уволен.

Не успокоился только американский гость, ибо был хорошо наслышан о российском менталитете и предположил, что, возможно, им просто нужна взятка. Поэтому обошёл всех с низу до верху, пока от самого генерального директора не услышал, что хозяевам (владельцам основных пакетов акций) просто ЗАПРЕЩЕНО что-либо перепрофилировать, не говоря уже о какой-то модернизации.

Такова общая государственная политика.

Дальше цитирую диктофонную запись, убрав мат. «Думаешь, мы идиоты, своей выгоды не видим? Вот Аркадий не даст соврать, у него цех работает один день в неделю. Турбины точим. А шесть дней стоим. Потому что турбины редкие, не нужны никому. Нужны другие, их везут из Америки, дорого. А мы можем лучше и дешевле, но не разрешают. Летом Олег к «папе» ездил, а тот его… в общем, послал. И про Ходорка напомнил, чтоб не рыпался лишний раз.»

В переводе на простой язык это означает, что руководство страны обещало отобрать бизнес при первой же попытке встать с колен и начать развиваться, а не просто выжимать последние соки из старых производственных мощностей. Хотя по телевизору уже тогда звучали совершенно другие речи. А было это лет семь назад. Я, как не трудно догадаться, участвовал в этих переговорах в качестве переводчика, и с тех пор ещё раз 20 (на других предприятиях) наблюдал ту же самую картину.

Принятие важных решений блокируется сверху, как будто задача власти – не помочь, а, наоборот, не допустить возрождения экономики страны. Этот парадокс на полном серьёзе приводит к тому, что иностранцы вынуждены пользоваться шпионской аппаратурой, чтобы, вернувшись домой, доказать свою невиновность в срыве заведомо выгодных сделок. Американские промышленники – они же, как известно, тупые. Поэтому им никогда не понять, как можно в твиттере писать одно, а делать другое.

P.S. А на ЗСМК в результате срыва сделки работы лишились около 6 000 человек.