МОЛОЖЕЖЬ. ВОСПИТАНИЕ ИЛИ ПОНУКАНИЕ?

На модерации Отложенный


"...У молодого мало жалости,

Что юным приговор судьбы?

Теперь ты старый, а у старости,

Сильней раскаянье - иди!..."

(В. Федоров "Седьмое небо")

 

                                   Несколько цитат

 

Возможно, вы уже встречали эти цитаты, но кто-то нет, а они весьма поучительны в подобранном комплекте и я не мог отказать себе в удовольствии процитировать  Рональда Гибсона.

            Молодежь  злокозненна,  нерадива,  не способа  рационально управлять общественной  жизнью.  Выступая перед общим собранием Медицинского общества города  Портсмута (Англия) , доктор Рональд Гибсон начал свой доклад четырьмя цитатами :   

            цитата первая

« Наша молодежь любит роскошь , она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохи.

            цитата вторая

« Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если  сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна»

            цитата третья

« Наш мир достиг критической стадии,  дети больше не слушаются своих родителей. Видимо конец мира уже не далеко».

            цитата четвертая

« Эта молодежь растлена  до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен.. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».

            После того как часть аудитории разразилась  аплодисментами, доктор  Гибсон  открыл имена авторов  цитат. Первая заимствована у Сократа (470-399 годы до нашей эры).  Вторая- у Гесиода ( около 720 года до нашей эры)  Третье  изречение принадлежит одному египетскому жрецу,  жившему за 2000 лет до нашей эры. Четвертое изречение обнаружено на глиняном горшке, найденном среди развалин  Вавилона. Возраст этого горшка -  свыше 3000 лет.

            И так,  молодое поколение, постарев, присваивает себе право  хулить современную молодежь только потому, что она так или иначе не приемлет  некоторые  истины  отцов.  А отцы не замечают, что взрослея и старея,  бывшая  молодежь  меняет свои взгляды и суждения в большей части отринув юношеский максимализм  и протест.  С возрастом человек  осознает незыблемость  моральных и этических  постулатов человеческой культуры,  например  «Десять заповедей», и проявляет нетерпимость к ошибкам юных..  Иногда старшие проявляют эту нетерпимость так, что невольно появляются шутки типа: « старшие  любят давать хорошие советы  из-за того, что уже не способны подавать дурные примеры.»

            Конечно, хочется воспитать подрастающее поколение в духе  традиций и культуры народа. Но одними нравоучениями  успеха не добьёшься   Необходимо привлекать  для этой цели факторы, способствующие воспитанию или усиливающие процесс воспитания. Начну с первого из таких факторов  - одежда и сопутствующие предметы личного пользования.

            Человек   молод он, зрелый или старый не безразличен к тому, как  его оценивают окружающие. Правда степень «не безразличия» у каждого конкретного человека различна,  но  не отсутствует совершенно. Если этот человек не «даун». 

И  чем меньше человек может продемонстрировать ценности своего интеллектуального содержания, тем  чаще  взор  его устремляется  к внешним атрибутам успеха и как можно более безотказным с его точки зрения или  его опыта. 

Эта ситуация  в большей мере характерна для молодых людей, хотя  и зрелые мужи  замечены  в активном использовании  внешней атрибутики успеха ( кейсы, авторучки, очки, папки с тиснением и монограммами и пр.). Не зря существуют фирмы специализирующиеся на создании атрибутов успеха делового мужчины: фирма «Данхил» создает курительные трубки, зажигалки, галстуки, трости. Фирма «Луиджи Борджи», «Монблан» создают, плюс ко всему, костюмы. Фирма «Лакосте» - мужской парфюм.         

            Бегло посмотрим  «суть успеха» американизированных дэйб и вспомним, что  даже джинсы армянского или грузинского производства с американизированной лэйбой, пользовались успехом. Значит не сами джинсы здесь суть.   Или попробуйте спороть все лэйбы с американских  джинсов и продать их в таком виде.  Никакие заверения о качестве не  помогут. 

            Мужчин и женщины  не безразличны к оценке окружающих их  людей, и отличаются только предметами атрибутики да интенсивностью погони за ними, а подоплека та же.  Напрашивается  мысль, что если мы желаем создать нормальное  российское общество на территории России, то одним из инструментов влияния на русское самосознание  обязательно следовало бы принять  атрибутику успеха и использовать  с раннего детства. Безусловно, следует учесть, что  «атрибуты успеха» должны нести в себе идею качества, престижности.

Следовательно те, кто будет  разрабатывать и  изготавливать этот товар, должны всячески стимулироваться обществом и государством, но и  быть под контролем общества. Цель контроля – не позволять халтуру  и  «давить на психику» общественным  мнением за некачественное производство  атрибутики  русской тематики, привлекать лучших дизайнеров и модельеров.  Раскрученная  «Лэйба» несет в себе :

-очень доходчивую информацию, что это из набора  престижных вещей, даже если потребитель не  понимает надписи на ней.

- гарантирует или намекает, что сделано с претензией на  престижное использование

- оживляет вещь и будит воспоминание о эполетах, аксельбантах, ментиках, намекает  о причастности  к  какому-то элитарному формированию ( гусары, лейб гвардия и пр.)

            Можно припомнить, что особая  форма одежды всегда имела дисциплинирующее значение  и давала обладателю дополнительную (а порой и единственную) возможность рассчитывать на уважение и почтение. Форма гимназистов, реальных училищ,  мореходных училищ, стюардесс.  А форма швейцаров на скольких производит впечатление?  Да есть люди , которые не замечают швейцаров, но  их мало и я не о них, а остальные - с почтением..  Так вот  мне думается, что  форма, кокарды, лэйбы и другие знаки  включают следующие факторы в сознание:

- сознание своей значимости, а следовательно,  лишний раз удержат от проявления дикости.

            -  принадлежность к  уважаемой или конкретно известной  социальной группе, которая диктует тебе определенные правила поведения и тебя будет не трудно вычислить откуда ты.

            - определенное уважительное отношение окружающих к обладателю  формы с лэйбой. 

Начинающееся движение «юнноармейцев», суворовцы, кадетские корпуса подтверждает эти догадки и кстати,  среди них не пользуется большим успехом американизированная атрибутика. Этот фактор можно было бы использовать  для закладки российского самосознания и самоуважения.  И пусть будет у девочки кукла «Барби», но среди таких же «Ален, Елен или Катюш». Пусть у мальчика будут оловянные солдатики, но в русской форме.

            Обратите внимание, как преображает форма стюардессы многих девушек или спортивная форма или форма некоторых фирм. Как преображает солдатская форма  вчерашнего шалопая. Особенно когда он «дембель»  причастился к мужеству и суровости. И хоть сам не сподобился на подвиг, но был рядом, потёрся  и уже другая походка, другая мимика лица. Скоро это поблекнет, отпадет, но пока …! А если бы окружающие поддержали имидж, да форму не снимать или  одеть другую. Глядишь и не поблекло бы, а осталось что-то.

            Только это все должно быть на основе  российской символики,  истории  и легенд.  Чтобы как у поэта « там русский дух, там Русью пахнет».  Формирование  самосознания это титаническая работа и мало кому  под силу  справиться с ней.  Одними разговорами  не получишь успеха. Из книг и разговоров человек начинает черпать истины  своего этноса, после того как он впитал  основы  в период детского развития. Вот этот период и надо заполнить российской  атрибутикой  и формировать  русло будущего самосознания. Что касается униформы, лэйб и всевозможной атрибутики, то  в создании должны участвовать лучшие модельеры, дизайнеры, художники. 

Нужно формировать ажиотажный спрос на  эти разработки.. Пусть  в повседневности одежда на любой вкус, но для большинства профессий или определенных случаев – униформа  русского стиля.  Одежда – осанка – походка – манеры  очень взаимосвязаны. К примеру, человек одел  на праздник ( допустим выпускной вечер) лучший костюм  и у него в этот вечер совершенно другая осанка, походка, манеры. Ну, не верх совершенства, однако,  очень  улучшенного вида.            Разговор не о том, что нужно всех  одеть в типовые комплекты.  Как раз  отсутствие  достойного самосознания  и самоуважения приводит к тому, что большинство одеты в  «типовые комплекты»  артели «Красная швея». Речь о том, что если  в стране подавляющее большинство граждан стремится одеться во что угодно,  главное чтобы  было  «маде ин не наше», то  это вредит  прежде всего промышленности, экономике и   воспитанию.

Второй фактор.         С таким же  подходом следовало бы организовать и обучение. Знания не вообще. а на основе истории России, развития науки и  техники. Допустим, международная программа  исследования кометы Галлея,  в которой Россия  играла ведущую роль, даже не известна молодежи в общих чертах, а есть чем гордиться “за державу”.           

            На протяжении всей истории человечество безмятежно относится к полученным знаниям, о вселенной, о окружающем мире и постоянно утрачивает их.  В библии сообщается о четырех попытках всевышнего передать знания людям:

-первый раз Адам и Ева вкусили плод от древа познания добра и зла. Бог разгневался на них, но выгнал из Эдема по другой причине. В Эдеме рядом с деревом познания стояло дерево жизни и вкусив от него, люди приобрели бы бессмертие, а это не входило в планы бога.

- второй раз бог передал Ною и его сыновьям познания о мире и весть о соглашении с человечеством путем  Радуги на небосводе.

- третий раз знания были переданы Аврааму, эти сведения перешли к  Исааку, потом к Иакову, но за время  египетского плена знания были утрачены.

- четвертый раз знание было передано Моисею на горе Синай на двух каменных плитах (скрижалях).

С того времени бог запретил передавать знания людям, а только свод правил (Декалог) что можно делать, а что нельзя.  Древние веды праславян тоже утверждают, что знания людям передавались и назывались они Законы Прави.

            Мифы мифами, но одно ясно – люди считали, что человек должен учиться и получать знания, чтобы достойно оправдать свое пребывание на земле.  Люди учатся, потом учат в меру своих способностей и суммы знаний. 

  Родители учат ходить,  кататься на велосипеде учат друзья.  Базовым знаниям  учат в школе, а кто  учит человека быть человеком. Считается, что он становиться человеком по мере роста. Так ли это ?  И вообще что означает - быть человеком? Еще Сократ с Диогеном  выясняли отношения на этот счет, но так и не пришли к  единому мнению. Когда Сократ сформулировал понятие человек, как « голое двуногое существо» - Диоген ощипал живого петуха и спросил: - теперь это то же человек?    Последующие мыслители  не меньше ломали голову, кого же можно  называть,  с полным правом,  человеком? 

            Идея  Триединства структуры космоса и человека берет свои истоки в глубокой древности, праславянские веды упоминают о триединстве всевышнего бога. Идея триединства, как основной структуры  в структуре космоса и бытия человека, выдвинута Пифагором  Самосским (570 – 500 г.г. до н.э.). Впоследствии идея триединства вошла в христианскую религию.  Спустя почти семьдесят лет после Пифагора,  Платон утверждал, что структура мира такова:

- Мировой ум  (Демиург –творец, создатель)

- Мировая  Душа ( как идея, смысл развития мира)

- Мировое  Тело  ( сам материальный космос ),  причем  Душа, по  мысли Платона,  вечна и переселяема ( будущая идея реинкарнации), она имеет три составляющих :

                                   - рассудительность

                                   - пыл

                                   - вожделение

            Идея  триединства  находит место и в философии Востока, в частности, в философии Тибета- буддизме.

 Об этом пишет  Елена Блаватская  в своем «Сокровенном Знании»:  человек  триедин -  душа дух и тело, не возможно существование тела без души или духа. душа и дух формируют сущность человека, а тело - лишь  одеяние,

оболочка. Те, кто склонен видеть в одном человеке три  Эго,  являют собой неспособность воспринять  метафизический смысл этого. Человек есть  триединство образованное  Телом, Душой и Духом,  тем не менее, человек – один и конечно же он не есть  свое тело. Последнее  есть всего лишь  собственность, одеяние человека. 

            Ее определение человека звучит в унисон с христианским понятием бога и человека, как его образа и подобия.  Открываем  Катехизис и читаем : «Единому Богу поклоняются многие, в частности, иудеи и магометане, а Богу пресвятой Троице - только христиане, и в этом их великое  преимущество.  Бог Отец, Бог сын и Бог Дух Святой – Бог пресвятая Троица.   Бог один, но он троичен в лицах». Здесь следует сказать, что христианскую веру ввели на Руси не по принципу «ткнув пальцем в небо». Шло противостояние, были уговоры, едва не ввели мусульманство. Но христианская идеология более подходила к  мировоззрению славян, и судьба была решена.

 Третий фактор: приучение к труду     Если принять идею, что человек создан по образу и подобию бога, то следует обратить внимание на то, что бог, прежде всего творец, создатель  и человек должен быть творцом, а творцом не рождаются, творцом становятся.  Человеку придется жить в коллективе, и чтобы его воспринимали, как равноправного члена коллектива, ему  необходимо выполнять часть труда коллектива. Трудиться надо хотеть и тогда сможешь уметь. Но как человеку привить способность хотеть трудиться?  С детства ребенка учат мыть руки перед едой, как обязательному условию перед началом питания. Ребенок неохотно, неумело выполняет это условие но, со временем, привыкает, осознает и не испытывает затруднения от необходимости помыть руки перед едой.   

            Инстинкт голода выступал  хорошим побуждением выполнить этот труд  мытья рук.  Но родители не идут далее в обучении, не внушают, что для постоянной возможности питаться ему будет необходимо не только мыть руки, но и мыть посуду, варить, колоть дрова, копать ямы, строить дома, то есть трудиться.  Человек моет руки автоматически, а хлеб нарезать – нарежет, но уже по просьбе и без энтузиазма. Копать ямы, строить, творить - это с трудом. Никто с детства не связал в его понятии эти процессы, как необходимое условие для процесса «поесть». А ведь это было так просто сделать в детстве и так сложно приучить к труду в юности, отрочестве. Позже, без привычки, обучение  идет, как насилие, которое не принимает душа, протестует дух.

            Если с понятием «тело» еще как-то можно разобраться , то вот с понятиями  «душа» и «дух» сразу не получится. В разговорном обиходе часто используется слово «душа», чуть реже слово «дух».  Душа не принимает, простодушный, родственная душа, душа в душу или упал духом. Но мы особо и не задумываемся  о глубинном смысле этих слов.  И уж совсем не напрягаем мыслительные способности уяснить, что есть  «русская душа»,  «русский дух»? 

 Четвертый фактор - воспитание русского духа.  Человек ценит, тоскует о том, что видел с детства ик чему привык. Поэтому не надо охаивать  то, что относится к родине, что напоминает  о ней. Культивировать  принадлежность к  родине, к народу, как к этносу, а не толпе. Чтобы не растить «мамелюков» или  «Иванов, не помнящих родства», а  соплеменников, болеющих душой за свою землю, природу, как основу обитания  внуков и правнуков. Не уважение к  истории, обычаям своего народа  разрушает психологическую среду, в которой совершенствуется менталитет  народа, а потомки приобретают уверенность,  вместо растерянности.

             Причастность к святыне,  «святыне»  в более широком понимании  нежели храм, православная икона, стяг,  православный крест, но и  к вещам дошедшим к нам из глубины времени – книги,  украшения, оружие, ордена и рожденным  в наше время -  спортивные медали,  наградные кубки, статуэтки.  Причастность к святыне дает человеку прилив жизненных сил, прилив самоуважения.    В чем значение, механизм воздействия?

            Паренек одел военную форму с орденами, форму  чужую  ( деда ли, отца, дяди, брата – не суть ) и в этот момент он испытывает некий душевный подъем от прикосновения к чему-то значительному, пока не досягаемому. Подобные воздействия  можно ощутить  от  возможности посидеть в кабине  самолета, побыть в хранилище  сокровищ, полежать на кровати какого–нибудь  исторического персонажа и прочее.  Главное, чем значительнее реликвия, тем больший заряд благоговения мы ощущаем. Но зачем рушим архитектурные памятники,  уничтожаем, продаем  иконы, картины, антиквариат. Вот так, не приумножая святость реликвий,  мы  лишаем себя и своих потомков испытать духовное родство со своими предками и стать психологически сильнее. 

            Во время Великой отечественной войны отряды морской пехоты  на передовой показывали чудеса героизма, о них ходили легенды.  Этих бойцов  уважительно называли «морская душа», восхищались их боевым «духом».  Интуитивно связывалось в сознании окружающих людей, что только определенный дух формирует такую душу. Можно с некоторой натяжкой или упрощением сказать, что «дух» это нравственное направление жизненных целей и степень приверженности к этому выбору, а «душа» это проявление волевых и нравственных качеств на жизненном пути к жизненным целям.  Люди  одного духа и сходной души воспитываются в одном кругу, одного народа одной культуры.  У них формируется  соответствующий образ мышления, склад ума.  Изучать русскую культуру, историю прошлого, поддерживать и приумножать русскую культуру в настоящем, создавая русскую историю настоящего времени – это обеспечить будущее своим потомкам у которых будет  русский менталитет и хорошая связь времен, не обремененная проступками предков (сейчас это модно называть «кармой»).