Сова и зеркало. О значении одного визуального мотива у И.Босха (часть I)

Елена Мельникова-Григорьева, Ольга Богданова. «Сова и зеркало. О значении одного визуального мотива у И.Босха (часть I)»

Хиеронимус Босх невероятно сложен для интерпретации. Его работы перегружены энигматичными деталями, значение которых трудно восстановить в силу удаленности во времени и скудости исторических свидетельств о жизни художника. Именно эта сложность и составляет главный вызов для исследователя – возможность реконструировать значение хотя бы одного элемента изобразительного языка Босха. Изобразительный мотив совы в визуальной культуре Европы, в свою очередь, весьма многозначителен и контроверсивен. В нашу задачу входит редуцировать эту многозначность к индивидуальному значению в работах Босха, при этом не теряя из виду самого широкого культурно-исторического контекста.

Пещерные рисунки в Труа Фрэр во Франции

     Следует учитывать, что законы иконического смыслообразования (восприятия) отличаются от смыслообразования вербальным текстом.

В изображении миметически мотивированная, иконическая форма имеет особую значимость, которая сохраняется на протяжении всей истории бытования мотива, в то время как слово со временем утрачивает свою миметичность в референциях, что позволяет говорить о его условности, конвенциональности. Это понятие формы мы трактуем как иконический инвариант, модель, задающую общее смысловое поле для конкретных изображений. Основываясь на сопоставительном анализе вариантов формальной модели, мы постараемся установить значение изображения совы Босхом. Мифологическую и символическую (преимущественно, вербальную) «легенду» совы мы дополняем ее чисто визуальной «легендой» на протяжении всей изобразительной истории «европейской» культуры. В своем методе интерпретации мы в первую очередь опираемся на школу истории идей (Аби Варбург, Эрнест Гомбрих, Эрвин Панофский, Фрэнсис Йейтс, Карло Гинзбург) и традицию Тартусско-Московской школы семиотики культуры и анализа текста.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ