Ещё раз о религии

На модерации Отложенный

 

 


В самом начале этой заметки хочу оговориться, что я не только не религиозен, но и (навер-

ное, по этой причине) вопросами религии никогда не интересовался и, в общем, не интересу-

юсь.

Но некоторый импульс интереса у меня появился в связи с тем, что, встретив через неско-

лько лет необщения своего старого товарища и увидев невообразимые метаморфозы в его

внешности (борода до пояса), поведении и духовной сущности, я был поражён и стал кое-что читать по религиозной тематике с тем, чтобы его образумить. Меня это просто озадачило и даже разозлило, стало досадно за человека (постоянно крестится, бормочет что-то и т.п.), в прошлом общительного, светского, грамотного офицера.

И чем больше я читал, тем больше укреплялась моя нерелигиозность, которая перешла да-

же в антирелигиозность, в отрицательное отношение ко всякой религии вообще.

Я попытался на основе своих внутренних интуитивных ощущений и взятых из литератур-

ных источников сведений облечь свои мысли в какую-то более-менее законченную форму с

тем, чтобы воздействовать на своего товарища. Вот так появился мой очерк «Мысли о смыс-

ле» http://blogs.mail.ru/mail/alek_xl/19DCC66269B1B2F2.html , который я поместил в своём Блоге в "Моём Мире", на Приозёрском ветеранском сайте Полигона ПРО «Сары-Шаган» http://veteran.priozersk.com/ и на некоторых других ресурсах инета......

В адрес этого очерка были высказаны как положительные, так и отрицательные отзывы.

В последующем я обобщил результаты полемики в статье «На критические высказывания в адрес очерка «Мысли о смысле» http://blogs.mail.ru/mail/alek_xl/4768D4EBA2E0D555.html .

В данной заметке я ещё раз хочу изложить свои мысли о религии простым языком, без сло-

воблудия, свойственного философам, теологам, мистикам, религиозным деятелям, и, по возможности, кратко.

Может быть это как-то повлияет и на моего старого товарища, и на других людей, которые могут попасть под зомбирующее влияние религиозной (церковной) пропаганды.

Человек придумал «Богов», а, в последующем, единого «Бога », якобы замыслившего и создавшего Мир и всё сущее, обладателя и держателя «верховной власти» над Миром,

почувствовав и осознав своё бессилие и страх перед Природой и на этой основе создав в своём мировоззрении специфическую духовную сферу, которая была названа религией

( или вероисповеданием) и может быть обозначена как «религиозное пространство».

Сознание того, что жизнь человека конечна и, в определённой мере, имеет значение только

процесс, миг, краткий интервал, отпущенный Природой, что человек непременно умрёт и

превратится в некий набор химических элементов, что Земля, Солнечная система, наша

Галактика и т.д. в конце концов перестанут существовать и неизвестно во что превратятся

и т.д., и т.д. - всё это, будучи трудно воспринимаемым психологически, и способствовало возникновению «религиозного пространства» и его экспансии.

В истории человеческой цивилизации противостояние этому страху, преодоление его

достигалось и достигается по двум направлениям — на пути стремления к объективному познанию неизведанного и непонятного (научный путь) и на пути признания несостоятельно-

сти познавательного процесса, неспособности человека осознать мироустройство, возведение

непознанного в абсолют и уверование в этот апсолют, а далее - самовнушение и самокодиро-

вание (уход в религию, в «религиозное пространство» с подключением элементов мистики и надуманных, необъективных моделей мира). А так как и в науке, и в религии нужна вера, то на этой общей психологической основе при определённых обстоятельствах (в быту — в тя-

жёлых безвыходных жизненных ситуациях, в науке — при анализе проблем бесконечно ма-

лого- «ноль» и бесконечно большого - «бесконечность») возможен переход из одного про-

странства в другое. И отдельный человек может даже не заметить этого перехода. Границы между этими двумя путями очень неопределённы, размыты, что обусловлено свойствами

человеческой психики, её подвижностью и неустойчивостью.

Вот на этой неопределённости как на питательной почве и появились ростки религиозности,

вбирая в себя этнические особенности и традиции тех или иных стран и народов, у разных

этносов принимая различные формы и, зачастую преднамеренно, напитываясь националь-

ным содержанием и колоритом и превращаясь в «развесистые клюквы» религиозных

конфессий.

Таким образом, смысл религии в попытке преодоления страха. Страха перед неизведанным, перед собственной беспомощностью. И пока существует страх, будет существует религия.

И самое плохое то, что кто-то всегда будет иметь в этом свой интерес...

Вне этого «религиозного пространства», которое, в основном, ориентировано на психику человека, а не на его разум, «Бог» (используя религиозную терминологию) для всего челове-

чества Един — это «Природа» во вселенском наполнении и понимании этого слова.

Внутри же «религиозного пространства» так называемая «верховная божественная власть»

стала в ходе дальнейшего развития человечества «явочным порядком» обретать посредников и начала растаскиваться и присваиваться отдельными конфессиями и группами в интересах тех или иных этнических, национальных, клановых, сословных, экономических, государ-

ственных и других интересов. Конечно же, для властолюбцев и политиканов (в интересах осуществления своих целей) очень заманчива и выгодна такая роль прямых посредников

между некими высшими силами ( названными Богом), от которых зависит вся жизнь на Земле, и людьми, населением, народом, человечеством. Свойства и факторы очень подвиж-

ной и неустойчивой человеческой психики поспособствовали этому и позволили осущест-

вить и закрепить религиозную экспансию..

При этом каждая конфессия или группа присвоила себе право самостоятельной трактовки

понятия «Бог» с привлечением мистики, обмана, элементов воздействия на психику, устра-

шения и т.д.

Каждая утверждает, что только она права, а носители других взглядов, адепты

других верований и конфессий являются неверными или носителями ереси. У каждой свой

самый что ни есть единый, самый что ни есть правильный «Бог». Такая категоричность, а

иногда и экстремизм, необходимы для того, чтобы завладеть приоритетом власти, отодвинув

других на позиции подчинённых или рабов. Внутри «религиозного пространства», помимо возникших и утвердившихся традиционных мировых религий и верований, на почве всевоз-

можных частных, групповых, клановых интересов всё стало обрастать плесенью различных

сект, «ясновидящих», «пророков», предсказателей, гадалок, лжецелителей и т.д. Стало уси-

ливаться расслоение населения Земли, человечества, возникло и стало возрастать противо-

стояние этносов и народов.

Противостояние народов, подпитываемое «религиозным пространством», длится уже не

одну тысячу лет и ничего, кроме бед и страданий, не принесло человечеству. Пора, наконец,

осознать это. Ведь есть очень важные, общие для всех народов глобальные задачи, решение

которых требует объединения, от решения которых зависит само существование человечес-

кой цивилизации, существование человечества на Земле.

В общепланетарном масштабе для человеческой цивилизации в целом, Бог — не любовь,

а источник и причина разногласий, конфликтов и бед.

Современная человеческая цивилизация приблизилась к пределу своего развития и вошла в

некую тупиковую зону, помимо других причин, также и на почве религиозных заблуждений

и разногласий. На прежних принципах и устоях дальнейшее развитие невозможно. Более то-

го, затруднительным становится и удержание достигнутого уровня, что без принятия надле-

жащих мер приведёт к глубочайшему цивилизационному кризису. Необходим согласованный

кардинальный пересмотр и корректировка всех концептуальных вопросов устройства жизни

на Земле.

Человечество может погибнуть по причинам своего неразумного поведения раньше, чем

перестанет существовать во вселенной планета Земля, чем это будет объективно обусловле-

но Природой. И ни христианский Бог, ни Аллах, ни Будда, ни иудейский и любой иной Бог не спасут, если человечество не объединит свои духовные, интеллектуальные и экономичес-

кие усилия для решения актуальных проблем и задач сохранения и продления материальной

жизни на Земле. Одной из первоочередных в списке этих проблем продолжает оставаться кардинальное изменение экономической, финансовой и социальной системы Мира. А это

невозможно без изменения политической системы, которая, помимо прочего (это отдельная

тема), во многом определяется «религиозным пространством».

В 21-м веке человечество, проанализировав тысячелетия своей истории, должно, наконец,

сделать выводы и сделать выбор пути дальнейшего развития.

Одно из двух:

* или в планетарном масштабе осмысленно, согласованно и планомерно на межгосударственном уровне сворачивать «религиозное пространство» человеческого бытия,

религиозную деятельность, пропаганду и противостояние (это сверхзадача изменения миро-

воззренческой среды существования человечества);

* или и дальше со всё возрастающей ожесточённостью будут с неизбежностью возникать(с учётом и на основе существующей в современном Мире совершенно абсурдной политичес-кой, экономической и финансовой надстройки) постоянные межконфессиональные, межэтни-ческие и межнациональные конфликты, вплоть до того, что автоматы в руки (а может быть

и ядерные бомбы) и вперёд со словами «С нами Бог», «Got mit uns”, “Аллах акбар» и т.д...

Третьего не дано...

Конечно, всё это очень сложно... Но не нужно продолжать обманываться хотя бы в простом. В возможности какого-то реального длительного мирного сосуществования различных сил,

каждая из которых, односторонне присвоив себе право на обладание некой высшей правдой,

стремится к единоличной власти... Религиозная сфера, «религиозное пространство» - это пи-

тательная среда, это почва для национализма и шовинизма, для межконфессиальной и межэт-

нической розни..., а также для зомбирующего воздействия на психику и сознание человека...

Может возникнуть вопрос: А духовность, а моральные нормы, а нравственность?

Я считаю, что эти общечеловеческие качества могут и даже должны воспитываться и поддер-

живаться вне «религиозного пространства», не приобретая в нём разъединяющих конфес-

сиональных особенностей и оттенков. Бытующее мнение, что духовность и нравственность

вытекают только из веры в некого Бога - ошибочно. Поэтому , в частности, попытки в 21-м веке космической эры введения в многонациональной России преподавания в общеобразова-

тельных школах так называемого «Закона Божьего» - это бомба замедленного действия, это

возврат в средневековье, в пещеры, это дикость, не поддающаяся осмыслению...

Но это уже другая тема...

 

P.S. Понимаю, что обозначенный сценарий дальнейшего развития человеческой цивилиза-

ции и постепенного выхода из религиозного пространства, в ближайшем будущем неосуще-

ствим, как нереально полное избавление людей от страхов перед непредсказуемыми явления-

ми Природы, перед болезнями и неизбежностью смерти, избавление от психических патоло-

гий, расстройств и аномалий... Как нереально избавление от властолюбцев и высокомерного стремления к превосходству одних людей над другими...Но стремиться к этому нужно...

Без избавления от мировоззренческих заблуждений у человечества нет осмысленного, разумного будущего...