Просто песня

На модерации Отложенный

В эту субботу, когда вся страна (и уж по крайней мере - весь Интернет) призывал идти на выборы, я видел будущее.
Сегодня, когда все обсуждают результаты, я хочу об увиденном и услышанном будущем рассказать.

В субботу вечером я попал на концерт в Олимпийском. Это была съемка грядущего юбилейного выпуска Песни Года. Обычно на такие мероприятия я не ходок, но тут пришлось: нужно было встретиться с человеком, и я, что называется, попал.
Я высидел до конца. Я это видел. И я потрясен.
Если нужна какая-то иллюстрация происходящего в стране, которую  умом не понять и аршином общим не измерить - то вот, Песня Года, главный хит-парад нашей страны, который покажут (и да, я уверен: посмотрят) миллионы, вполне может быть такой иллюстрацией!

Сумбурное, хаотичное сочетание нового со старым начиналось с ведущих, которые неловкими репризами пытались сшить воедино распадающийся на куски концерт. Пригламуренная пара  Кудрявцева-Лазарев (это только у меня такое ощущение - что их показывает даже утюг, если включить его в розетку?) представляла "новое поколение". Наше достославное прошлое представляли Татьяна Веденеева и похожий на свою собственную мумию Юрий Николаев.  Были и другие пары ведущих, и в целом здравая идея - диалога нового со старым - в итоге выродилась в обмен заученными, вымученными репликами, которые лишь подчеркивали несовместимость на одной сцене тех, кто выходил петь.

Новое,  да и старое, представляется нашим деятелям от поп-музыки и ТВ в самом странном, самом лубочном, пошлом своем виде.  Ведь через песню, через мелодию  народная душа являет себя миру даже там, где нет никаких других доступных средств для самовыражения. В песне осознает себя, в песне жалуется и радуется, надеется и возрождается... Сделано было все - чтобы этой  самой душе было не вздохнуть, ни охнуть,  чтоб она перестала, наконец, метаться в поисках чего-то выокого, и даже чтобы плакать и жаловаться было неуместно... И моя душа под конец этого поразительного зрелища просто замерла, прозревая нечто, невыразимое ни словом, ни звуком.

  Как будто специально для этого концерта все было отобрано и вместе подогнано так, чтоб даже  ностальгические, близкие сердцу каждого песни смешивались с таким количеством сумбурного бреда,  - чтобы ничего живого не осталось в памяти. Чтобы даже то, о чем помнишь, что любишь - не хотелось больше вспоминать (и любить). Весь этот паноптикум был к тому же щедро посыпан блестками, стразами, пудрой, надушен резкими духами.  Все это претендует на особый стиль: "российский гламур". Бессмысленный и беспощадный.

Эдита Станиславовна, с хитом пятидесятилетней давности "На тебе сошелся клином белый свет" (и не помнишь слова, так сами вспомнятся!) - и певица Нюша, не только без отчества, но и без фамилии - вслед за ней, с набором звуков.


Кобзон, несокрушимый символ давно потерянной страны, плавившей сталь и чугун, с хитами былинных времен - и группа Серебро, три невыразительные, бессмысленно бормочущие  тени в нижнем белье, просвечивающем сквозь вуаль юбок.
Вечный есаул Газманов, в свои  шестьдесят выкрикивающий что-то про "жизнь только начинается" и пугающий партер гимнастическими кульбитами: а ну как рухнет со сцены, или приземлится неудачно...
Киркоров с маленькой девочкой и душераздирающей песней, и василиск Ротару, которая явно позаимствовала у Кащея его главное сокровище - бессмертие...

Некто Тимати, внешне напоминающий некрупного гамадрила, а повадками - недавно прооперированного Шарикова.  Леонтьев, страшный, в гриме, в перьях, ожившая фигура из музея Тюссо, и шаманка Ваенга с романсом Дробыша...
Басков с Валерией - с неубедительной, но очень скучной песней о любви - и некто Настя и Потап, от которых останется неологизм "чумачечая весна".

...а за ними кот, задом наперед, а за ним комарики - на воздушном шарике. Парад теней и пир бесов - вот что это было такое. Чумачечий дом, чумачечий год  и чумачечая страна - у которой вот такой хит-парад года мог получиться!

Я сидел и старался найти хоть какой-то смысл в увиденном. Кто же может быть настолько не в своем уме - чтобы любить одновременно Тимати и Кобзона? Буйнова и  группу Вельвет? Как выглядит, о чем думает и что это вообще за персонаж - восторженный зритель Песни Года-2011?

Рядом со мной две немолодые, упитанные и разряженные дамы бурно хлопали своим кумирам (особенный ажиотаж вызвал у них Стас Михайлов, который то ли и правда поет все время одну и ту же песню, то ли они у него  друг от друга ничем не отличаются). Эти женщины были похожи на всех "работников советской торговли" разом, только вот раньше золотыми были у них зубы, а теперь - ожерелья. Торжествующее, ликующее, хлопающее - нет, не в ладони, а в спинку соседнего кресла - мещанство, те самые " идеальные потребители", адепты  этой так называемой поп-культуры. Они - и главный зритель, и, видимо, главный избиратель... Иначе это вообще ничем объяснить нельзя.

Вот так я и взглянул на итоги года и одновременно - подсмотрел немного в будущее. Концерт непременно покажут по ТВ под новый год. И он будет именно таким, каким и должен быть, в стране с непредсказуемым прошлым, парадоксальным настоящим и непроницаемым будущим...