Рабство легко, свобода трудна

На модерации Отложенный

 

У меня накопилось много очень разных впечатлений и мыслей в связи с комментариями к моему последнему блогу и выступлению в "Особом мнении". Все отзывы разделились на две части: в одних чувствуется раздражение, такое глухое раздражение, которое "выплёскивается" и на меня, и на начальников, и на бездушных бюрократов, и на правительство, и на Путина. И я понимаю это раздражение, потому что люди иногда не знают причины своего несчастья или своего неудовлетворения жизнью. А во второй части отзывов - различные идеи, мнения и размышления, с которыми я иногда согласен, но и с которыми мне хотелось бы поспорить.  Это хорошо, потому что, в любом случае, единственная движущая сила для любого прогресса, для любого роста – это спор, дискуссия. И в этой дискуссии, может быть, мы что-то для себя открываем. Как и я для себя открываю много нового - в дискуссии с вами.

Да, ещё я вызываю раздражение тем, что цитирую много. Пишут, что надоел Кончаловский со своими цитатами! Тут я с вами не согласен: люди, которых я цитирую – это крупнейшие русские мыслители. Бердяев, Чехов, Пушкин, Горький, Толстой - наши великие учителя задумывались о тех же самых проблемах, о которых мы говорим сейчас. Потому что эти проблемы, которые существуют у нас в стране, возникли не сегодня. И хотя многие объясняют их советской властью, - это не так: российским проблемам много лет, даже много веков.

Большинство моих респондентов пытаются найти виноватого, грубо говоря, "вне себя". И мало кто задумывается о том, что причина многих наших российских бед заложена внутри нашей личности.

Например, пишет мне один респондент: «До тех пор, пока Кончаловский будет унижать свой народ, а не поддерживать его…» Вы понимаете, во-первых, я - такая же часть народа, как и вы все, и, во-вторых, я думаю, что поддерживать вас или высказывать вам какие-то приятные и успокаивающие мысли, либо вместе с вами ругать правительство, - для этого и без меня хватает людей, которые обычно заявляют, как и многие из вас, что виноваты во всём начальники. Моя задача – поддержать вас в размышлениях, а не в рецептах.

  Вот, дальше: «Может, надо менять менталитет власти, а не народа?» Дорогие мои, а власть то кто? В который раз повторюсь: власть – это часть нас с вами, это такие же, как мы с вами русские люди – части русской культуры. Поэтому менять менталитет народа – это менять менталитет власти.

Такое письмо: «Что же касается туалетов, то в чистых туалетах никто не мочится на пол» - это повеселило, но где причина-то и следствие? В грязных туалетах мочатся, а в чистых – нет? Когда говорят, что у нас теперь в общественных туалетах чисто, уборщицы везде, - это не значит, что там чисто, это значит, есть человек, который за вами в туалетах подтирает.

Вопрос ко мне такой: «Почему русские люди ответственны, например, в Эстонии? Почему русские, молодые ребята, образцово-показательно служат в эстонской полиции? Почему они не берут взятки? Почему русские ребятишки, которые служат в эстонской армии, никогда не позволяют себе неуставных отношений? Почему русские люди, которые служат эстонскому государству так аккуратны и законопослушны здесь, в Эстонии? Да потому что в Эстонии другая власть!». На это я могу вам заметить, что, например, мексиканец, который приезжает в Соединённые Штаты, тоже соблюдает все законы Америки, а как только возвращается в Мексику, тут начинаются и взятки и прочие преступления. В Мексике полицейские ездят на американских машинах в американской форме, зато взятки берут запросто. Поэтому, когда говорят – «другая власть» и всё, мол, будет в порядке, тут, знаете, такая история: власть не сама себя назначает, власть выбирается, значит, такую власть избрали себе эстонцы.

Вот со мной спорят по поводу признаков крестьянского сознания. Пишут, что это «бред», мол, «крестьяне в деревнях всегда проявляли свои коммуникативные качества. Общая забота об урожае, общее стадо скота, общие праздники». Да, в России действительно были общие праздники и многое другое общее, потому что Россия не избавилась от первобытного общинно-родового строя. Почему это произошло? Потому что в России не было частной собственности на землю – крестьянин землю не имел, она принадлежала царю, императору. И даже барская земля принадлежала царю. А, скажем, в Украине земля принадлежала крестьянину, поэтому там практически всех богатых крестьян в советское время считали кулаками, недаром Сталин их так гнобил. В России стоит деревня, а вокруг – земля, но земля общая. К примеру, в Украине возникала буржуазия – появлялись хутора. Украинский хутор – небольшая крестьянская усадьба с обособленным хозяйством, где живёт одна семья. А у нас русские люди вынуждены были объединяться. Но, тем не менее, один из принципов крестьянского сознания, которые я показал в своём фильме «Курочка Ряба»: зависть, когда возвышение соседа воспринимается как угроза, - считаю, что в России очень силен.

Вот ещё: «Тысячелетиями народу не разрешали совать нос в государственные дела». Вновь получается, что «лезть» в государственные дела не разрешали «какие-то эти» люди. «Они» не разрешали народу. В принципе, никто власть народу не даст. Власть «берут», избирают сами, так же как и выбирают свободу.

Дальше пишут: «Вы уже достали со своей ментальностью, можно подумать, что вы выросли в другой стране. Так почему же у вас другая ментальность? Так можно оправдать и объяснить всё». Я достал вас и буду «доставать со своей ментальностью». У меня такая же ментальность, как у вас, и я пытаюсь понять не только вас, но и себя. Вместе с великими русскими философами: Чаадаевым, Бердяевым, Ключевским и так далее. Мы все русские люди. Кто-то пытается понять себя, а кто-то не пытается себя понять.

Ещё: «Кончаловскому хочется, чтобы всё осталось на долгие века. Опять муссируется: выдави раба из себя. Так хочется, чтобы народ во всех бедах был виноват». Если бы мне хотелось, чтобы всё осталось на долгие века, так я бы с вами не разговаривал вообще. Я бы тогда занимался другими делами. А я хочу вместе с вами понять причины этих бед.

Ещё один комментарий: «что же касается общественных туалетов, то это не в них дело, и вы это прекрасно понимаете, не в перекрёстках. Люди ведут себя по традиции, то есть хамски»… Так, интересно… «...невежественно, не замечая дерьма под ногами – это и есть то историческое наследие, которое можно изменить, выбрав достойных людей во власть». Хорошо. Но что вы ожидаете? Вот, представьте, что мы выберем достойных людей во власть, как они должны действовать? Что должна делать власть, чтобы жизнь несколько изменилась в нашей стране? Отвечаю: это мы и должны подсказать власти, - какую бы власть не выбрали. Потому что, какую власть не выбери, если мы не контролируем её действия, то там обязательно появится огромное количество тех людей, которые, как у Лермонтова, «жадною толпой» будут «стоять у трона». У «трона» всегда будет стоять «жадная толпа».

Я выбрал для этого блога название довольно жёсткое, да, - это фраза Николая Бердяева. В своей работе «Философия свободы» он писал: «…Свобода трудна, рабство же легко». Действительно, раб – это «удобная» ситуация, когда за всё отвечает начальник. Я палец о палец не ударю, как говорится, без приказания начальства. Отсутствие ответственности в русском человеке, может быть, самое страшное наследие рабства.

Отсутствие всякой ответственности: перед обществом, перед семьёй, перед детьми. А раз нет чувства ответственности, то нет и чувства вины. И вот здесь Бердяев говорит: «чувство вины, это чувство свободного человека». Вот, задумайтесь, почему мы никак не можем понять, что в сталинизме и в тех ужасах, которые творились в нашей стране, виноваты мы, то есть русские люди. Русские люди, а не кто-то другой. И аресты, и «тройки», и депортации, и раскулачивания, массовые расстрелы и голосование на съездах – это всё русские люди, да? Но так получается, что у русских людей нет чувства вины за преступления сталинизма. И как бы не говорили правозащитники, что нужно покаяться, - ничего не получается. Потому что нам всегда кажется, это не мы виноваты, а кто-то другой: большевики виноваты, Сталин виноват. За нацизм немцы покаялись, у них было чувство исторической вины. Почему? Потому что они принимали эту страшную систему сознательно, они голосовали сознательно за Гитлера. И так как они сознательно голосовали за Гитлера, у них потом возникло то, что называется чувством исторической вины.

У нас же чувства исторической вины нет, к сожалению. Виноват кто-то другой, мы не виноваты. Ну конечно, потому что нас «насильно» вогнали в сталинизм. Вот, задумайтесь, почему у нас нет никакого чувства вины за те ужасы ХХ века, в которых мы прожили и которые мы сами «организовали».

Вот, ещё: «К сожалению, мы азиаты, а не европейцы. И искать причину нужно в складе ума. Никогда немец не забьёт 200 гвоздей в доску, и загнёт их с обратной стороны, делая забор. И китаец тот же. А вот в русском монастыре «Оптина пустынь» я лично такое видел, гвоздей не жалко, потому что они ничьи. В русском человеке нет ответственности изначально. Он азиат до мозга костей». Ну азиаты разные бывают, вы знаете, азиаты, например, и в Сингапуре живут.

Мысль о том, что у русского человека нет ответственности – это очень важно. И мне кажется, что это связано именно с тем, что рабство, в котором находилась Россия в течение восьми веков, -  оно до сих пор не изжито. И вот кто-то пишет: «Не о Путине говорит Кончаловский, а о нас. Когда начнём с себя спрашивать, когда начнём отвечать за всё, что делается в стране… не нравится, что мы быдло, но так давайте докажем, что мы не быдло…» Важнейшая мысль, понимаете. Когда я говорю, что в нас, так сказать, ещё много рабства, это не значит, что мы плохие. Мы не одни такие. Это исторические причины, о которых нужно думать и необходимо понимать, что мы должны об этом задумываться - каждый о себе. Должен сказать вам, что во мне много «раба». Я это знаю потому, что чувствую, что во мне «творится», как я меняюсь, когда я разговариваю с начальством, понимаете… Поэтому в такие моменты я сам себе, честно говоря, бываю противен. Но это сложная вещь, с которой надо жить и бороться.

Вы знаете передачу «ЖКХ»? Эта программа борется с несправедливостью, учит отстаивать свои права. И показано удивительное бездушие начальников. Вот, может, наконец, помогут человеку, отремонтируют дом, какой-то старушке вернут квартиру… И я вдруг задумался – так ведь это по всей стране. Сколько передач «ЖКХ» мы посмотрим? Ну сотню, да… а ведь это тысячи, сотни тысяч таких случаев по всей стране – абсолютное отсутствие заботы о личности у начальника. Почему? Почему такие бездушные начальники? Вот Алексей Максимович Горький замечательно написал по этому поводу: «И я особенно подозрительно, особенно недоверчиво отношусь к русскому человеку у власти, - недавний раб, он становится самым разнузданным деспотом, как только приобретает возможность быть владыкой ближнего своего». Вот, это Максим Горький в «Несвоевременных мыслях» писал 90 лет назад, и это абсолютно не потеряло своей актуальности. Почему? Потому что мы так и не изменились. Мы всё равно ещё «недавние рабы». Кого вы не возьмите – паспортистку, полицейского, чиновника или председателя какого-то жилищного кооператива, ну и так далее – любой из них сразу становится невыносимым деспотом, потому что - «недавнее рабство».

И вот, конечно, когда я так говорю, то у вас появляется раздражение, и вас «цепляет». Ну и хорошо, что цепляет, потому что, если мы не будем беседовать на эту тему, мы не будем задумываться об этом, то всё так и останется, придут другие начальники, которых мы сами изберём, они так же будут бездушно к людям относиться, пока мы их не заставим заботиться о себе.

Вот кое-что ещё из Бердяева я всё-таки вам прочитаю, хотя рискую быть назойливым. «Русский человек не чувствует неразрывной связи между правами и обязанностями, у него затемнено и сознание прав, и сознание обязанностей, он утопает в безответственном коллективизме, в претензии ответственности за всех. Болезнь русского нравственного сознания я вижу прежде всего в отрицании личной нравственной ответственности и личной нравственной дисциплины…» И вот, конечно, прямо «не в бровь, а в глаз»: «русскому человеку труднее всего почувствовать, что он сам кузнец своей судьбы».

Может быть, вы ещё раз задумаетесь на эту тему – раз. Во-вторых, - небезнадёжно всё, как многие считают. Потому что, если вы спрашиваете себя «что я могу сделать?», то, значит, в какой-то степени вы становитесь уже гражданином. Даже если вы чувствуете своё бессилие. Но, если вы ещё найдёте единомышленника, и двух или трёх, то уже в этом и есть надежда. Понимаете… Только дело не в человеке «сверху», «там» где-то, а в вас самих. И так как все вы личности, и большинство из вас - не злодеи, а хорошие люди, которые просто не знают своих прав… А очень часто, особенно в деревнях, люди своих прав совсем не знают, и их незнание нещадно эксплуатируют. Конечно, надо знать свои права – во-первых. И во-вторых, я думаю, что всё-таки интернет нам с вами поможет во многом. Потому что мы говорим о сложнейшей проблеме - об этическом коде русского человека, о том, как его сложно менять, и какие усилия должны быть сделаны, кем они должны быть сделаны… Я хочу слышать ваши предложения. Поэтому я вас всех приглашаю к этому поиску решений. Потому что надо изменить что-то в самих нас для того, чтобы что-то изменилось вокруг нас. У вас у всех есть жизненный опыт, может быть, не такой большой, как у меня, но точно есть люди, у которых опыт больше моего. Поэтому мы все с вами должны советовать друг другу, и пробовать объединять усилия.

И я по-прежнему буду говорить, что самое главное – это анонимная ответственность. Её государство не воспитывает в нас, в нашем сознании и, главное, не воспитывает, поколение воспитателей. Вообще, прежде, чем воспитывать поколение, надо ещё воспитателей вырастить, понимаете… Поэтому, давайте искать ответы на вопросы, а не гневаться.

А по поводу чувства вины и чувства гнева я вам на прощание расскажу одну чудную притчу. Самурай шёл по дороге и встретил монаха. И спросил монаха: «Мудрый человек, скажи мне, что такое рай и что такое ад». И монах посмотрел на него и сказал: «Ты такой большой и сильный, но такой грубый, у тебя столько мышц и абсолютно никакого сознания, – ты никогда не поймёшь, что такое ад и рай». Самурай возмутился, выхватил свой меч, замахнулся на монаха: «Я тебя сейчас пополам разрублю, как ты смеешь меня оскорблять!», и в этот момент монах говорит ему: «Вот это - ад». Самурай одумался, вложил меч в ножны, поклонился и сказал монаху: «Прости меня, отец». И тогда монах сказал ему: «А вот это – рай»…

Всего хорошего!