Холодное казацкое оружие.
Сабля - казацкая матка. Казак - по определению "сабельный человек". Убраный казак всем хорош - как зазвенит - то все слушают... Когда пан Чаплинский при попустительстве польского короля отнял у Богдана Хмельницкого его имения, тот вынул при людях саблю и сказал: "Ничего! Жива еще казацкая матка! Все только начинается". - И Украина была присоединена к России...
Сабля была изобретена в Азии (скорее всего гуннами) и пришла в наши степи рано - веке в 6-8 от Рождества Христова. Всем известна летописная история о том, как славяне дали хазарам дань мечами - а те поняли, что дань теперь будут брать с них (меч обоюдоостр, сабля, которой брали хазаре, одноостра). Но это неверно, будто сабля уступала мечу. Неправда и то, что меч слабее сабли. Просто сабля, дающая полосующий эффект и более легкая, дает преимущество в конном бою, когда используется инерция неостановимого движения лошади. Аэродинамика хорошей сабли выверяется талантом и чутьем оружейника, как несущее крыло стремительной птицы или боевого самолета. При верном владении ею "полоса" булата, проходя боевую траекторию, опирается на воздух - и тот несет ее и подымает, как лопасть вертолетного винта, даря невероятную рассекающую силу... Есть два типа восточной сабли - персидский (он называектся "шемшир" - "львиный хвост") и турецкий ("килидж" - просто "сабля" по-тюркски). Они разные. Персидский шемшир легче и уже полосой. Изгиб у него начинается с третьей трети клинка, рукоять не под углом к полосе и завершается узким "башмачком". Килидж тяжелее и шире, имеет сильный изгиб-угол именно в точке удара и "елмань" (красивое слово, означающее расширение в конце сабельной полосы для утяжеления распластывающего эффекта). Классическое навершие рукояти "килиджа" (или клыча, как его звали казаки) - округлое "яблоко". Сечение сабельной полосы бывает разным, но чаще выделяется расклинивающий надвое противника обух и "долы" с боков полосы, которые служат для ее облегчения и неверно называются кровостоками у профанов. Рукоять делают из дерева, кости и камня (из металла она - хуже: скользит в руке. Деревянная оптимальна).
Шашка (по-черкесски "длинный нож") - это собственно облегченная сабля. Шашка начинает заменять саблю на Кавказе только в XVII веке - когда развивающееся огнестрельное оружие заставляет всадника-джигита облегчить латную защиту в целях увеличения подвижности. До шашки у черкесов в чести была тяжелая сабля с "бронебойным" граненым острием для пробивания кольчуг. Полоса шашки - со слабым изгибом, перекрестья ее рукоять не имеет. Навершие шашки - с более-менее расходящимися "ушами" (как у ятагана, который не сабля, а пехотный янычарский тесак и к нашей теме не относится). Рукоять сабли и шашки монтируется одинаково: с боков стального "хвоста" клинка присоединяют две "щечки" и заклепывают их через пару отверстий в этом "хвосте". Прочно и просто...
Кавказская шашка обячно уходит в ножны до самой головки - по "уши".
Как говорил известный кубанский герой гражданской войны Иван Кочубей, "шашка без свиста - как свадьба без гармони". При верном ударе, рассекая воздух, полоса тонко свистит. Сабельные полосы часто ковали из многослойного булата. Впротивовес ложным мнениям скажу, что он не легок, а увесист, но очень хорош во всех отношениях (знаменитый академик Аносов писал, что булату должно быть: тверду - а не мягку, вязку - а не хрупку, упругу - а не слабу). Микроскопически тонкие слои разноуглеродистой стали в булатной полосе создают эффект "микропилы" и даже будто бы самозатачиваются (булат очень дорог и редок, его практически не используют для рубки - проверить трудно). Саблей можно фехтовать - но в конном бою, да и в пешей свалке эффективнее рубка. Черкесы и казаки "ставили" руку для удара с детства - учились рассекать струйку воды без брызг, рубили на скаку гибкие прутья лозы. Хороший боец умел окружать себя вспыхивающими и гаснущими веерами и восьмерками безостановочных вращательно-инерционных взмахов стали, становясь почти недостижимым для врага. Каждый, кто "входил" в это пространство, мог за долю секунды потерять руку или голову - скорость движения верно "разогнанного клинка такая, что ее не улавливает фотоэлемент. Рубили и двумя шашками (и даже будто бы тремя - но КАК? Это выше моего понимания). Казак-линеец одним движением отсекал голову быку-трехлетку. В бою рубили, как говорили казаки, "до ноги" - сносили наискось корпус противника от одного плеча к другому бедру (жуткий удар, который японцы зовут "кэса-гири" - "плащ монаха"). Умелый джигит никогда не "застревал" шашкой в зарубленном противнике - тем же движением полоса "скользко" возвращается из расклиненного тела... В конной рубке практически не "накладывали" шашку на шашку, как это любят показывать в фильмах: противники вращали оружие, сближались и разъезжались - пока тот или другой не наносил верного удара (в воздух зачастую били фонтаны крови). Шашку также мечут - прямо или через руку - но всегда обухом вниз. Поставленный сабельный удар у казаков был "основой" для сокрушительного кулачного удара "с навеса", направленного в темя или в переносицу (он аналогичен японскому "тетсуи" и в просторечии зовется также "костылем").
Вот такая страшная игрушка. У казаков ходило поверье, что терять шашку нельзя - скоро погибнешь (я полагаю, что это древнее суеверие: убить героя можно только его собственным оружием, которое его "знает"). У терцев шашку , переломив, клали в гроб вместе с мертвым казаком. Был обычай гадать на шашке перед боем - останешься ли жив: брали рукой полосу - если холодная, то все будет хорошо; а если горячая - быть беде. На шашке клялись, с ней жили и умирали. У нее учились быть твердым, прямым и чистым, как булат. На булате - ни написать, ни стереть.
Комментарии